Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Экономика


Коммунальные долги – их причины и кому это выгодно

03.10.2013 13:13:57

Пока должника убеждают, что он поступает плохо, и просят его все-таки погасить долг, ЖЭК отказывается выполнять работы по всему дому.

Когда Вы начинаете жаловаться на некачественные услуги, которые оказывают Вам коммунальные предприятия, чаще всего слышите в ответ, что у них на это имеются объективные причины. И одной из первых в этом списке стоит долг населения по коммунальным платежам. Согласитесь, причина действительно объективная.

С другой стороны, с трудом оплачивая коммунальные услуги, рядовая украинская семья, имеющая средний или ниже среднего доход, или пенсионеры, или инвалиды – из последних сил оплачивающие все возрастающие коммунальные услуги в полном объеме, фактически недополучают эти услуги.

В Вашем доме давно требует замены водопроводная труба, которая уже проржавела (по данным Днепроводоканала изношенность водопроводной системы Днепропетровска составляет 70%), или задвижка на тепловом вводе, или на фасаде здания образовались трещины. Вы обращаетесь в ЖЭК и слышите, что делать Вам ничего не будут, потому что в Вашем доме живет злостный неплательщик. Тот факт, что задолженность ЖЭКу уже имеет довольно долгий строк и выросла в значительную сумму, работники ЖЭКа скромно умалчивают. Иначе им зададут вполне планомерный вопрос: как Вы могли допустить такой большой долг и за такое долгое время? И задав такой вопрос, жители будут правы.

В действительности же, никто исполнителям услуг неудобных вопросов не задает, и грозные объявления о том, что в связи с долгами квартиры номер N всему дому не будут сделаны ремонтные работы, или отключат воду, или газ – воспринимаются как должное. И идут разбираться с должником жильцы сами, и чаще всего без успеха.

«Хронические неплатежи населения стали тормозом развития коммунальных предприятий», – говорят коммунальщики – настолько часто, что мы воспринимаем это как должное. И такое положение вещей, по-видимому, их устраивает, иначе они более эффективно боролись бы с должниками.

Вполне закономерно возникает вопрос: а как же с такими злостными неплательщиками бороться? И еще один – почему эти долги возникают?

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги, с одной стороны, должны быть адекватны экономически обоснованным расходам организаций коммунального комплекса, с другой стороны – население должно иметь финансовую возможность их оплатить.

Прогноз масштабного увеличения доходов населения не оправдался. В итоге в настоящее время большинство семей оказались с доходами ниже прожиточного минимума. Однако, парадокс, именно они и оплачивают исправно коммунальные услуги. Не платят как раз те, кто такую возможность имеет. И это уже общепризнанный факт.

Как непосредственный потребитель коммунальных услуг, хочу поделиться с Вами результатами моего расследования и рассказать, почему борьба с коммунальными долгами на сегодняшний день неэффективна.

Первой причиной возникновения коммунальных долгов, на мой взгляд, является трудность их оплаты. В некоторых районах Днепропетровска добросовестные плательщики вынуждены простаивать по 2-3 часа в сберегательной кассе для того, чтобы заплатить коммунальные платежи. Иногда оплатить удается только с третей-четвертой попытки. В частных банках за эту услугу берут необоснованно дорого. Кроме того, чеки об оплате выдают на бумаге для факса, на которой текст быстро выгорает. А мне лично однажды пришлось доказывать оплату за электроэнергию – за 8 лет! Поэтому качество чека имеет огромное значение.

Надо отдать должное городской власти – они отреагировали на критику (к сожалению, не сразу, а где-то через год), теперь эта проблема уже не стоит так остро. Но очередь в сберегательную кассу никуда не делась.

К добросовестным плательщикам отношения коммунальщиков особое. С теми, кто не платит, они такой активности не проявляют. К добросовестным плательщикам ежемесячно приходят контролеры и проверяют показания счетчиков, которые чаще всего не совпадают с теми показаниями, которые указаны в квитанции. И это вполне логично, так как оплату производят по тем показаниям, которые зафиксированы на момент оплаты. Но показание счетчика, зафиксированное контролером, вносит путаницу, которая приводит к возникновению якобы долга, которого на самом деле нет.

Получив извещение о таком долге, мы вынуждены простаивать в огромных очередях в конторах горгаза, горсвета, водоканала и т.д. Очень многие сталкиваются с проблемой доказательства своего факта оплаты. Пострадавших именно по этой причине – очень много.

К сожалению, отделений сберегательного банка Украины в Днепропетровске становится все меньше, а очередь в кассу, где принимают для оплаты коммунальные платежи – обычное явление.

Многие скажут, что они с такой проблемой не сталкивались. Ну что же, Вам повезло. Значит, Вас никогда не обманывали банки, и я радуюсь за Вас. А вот тем, кто уже пострадал от деятельности банков и больше не доверяет им, что делать? Как быть тем, кто не хочет рисковать? Им остается одно – стоять в очереди и ждать, когда государство наведет порядок с оплатой коммунальных платежей.

Согласитесь, фактически борьба коммунальщиков идет с теми, кто добросовестно оплачивает коммунальные услуги. Это подтверждают и контролеры коммунальных служб. В богатые особняки и к злостным неплательщикам они стараются не ходить. Туда их просто не пускают. А те, кто добросовестно оплачивает коммунальные услуги, вынуждены простаивать в огромных очередях, чтобы оплатить, а потом доказать, что оплатил. Необходимо на законодательном уровне решить эту проблему, запретить работникам этих служб требовать от населения подтверждения оплаты, если им предоставили чек банка. Очень немногие могут доказать, куда пошли деньги по предъявленному им чеку. Гораздо проще это сделать бухгалтерам банка и коммунальной службы по телефону.

Вторая причина возникновения коммунальных долгов – нежелание коммунальных служб работать со злостными неплательщиками. В моем доме проживает семья из трех человек, которая более 10 лет, кроме электро- и газоснабжения, никаких услуг более не оплачивает.

Естественно, что контролеры в эту квартиру попасть не могут. Только письма жителей нашего дома в городской и областной совет заставили коммунальщиков обратить внимание на эту квартиру. Жители нашего дома были вынуждены обратиться с жалобой, так как имели вполне обоснованные опасения, что за долги этой квартиры пострадает весь дом. Почему эта проблема должна волновать тех, кто долгов не имеет? Теперь хозяйка квартиры грозится подать уже на нас в суд.

Согласитесь, с этой проблемой сталкиваются многие, практически в каждом многоквартирном доме имеются злостные неплательщики, а страдает весь дом. Когда возникает необходимость в строчном ремонте, чаще всего причина отказа в нем – это задолженность по дому.

У многих жителей вошло в привычку правило не платить за коммунальные услуги. Причем далеко не у всех это вызвано тяжелым материальным положением. Практика свидетельствует: те, чьи доходы не на много превышают суммы коммунальных платежей, в основном платят своевременно. Не считают за потребность своевременно оплачивать коммунальные платежи как раз те, кто может себе это позволить.

Третья причина возникновения коммунальных долгов – это трудность их возврата по суду. Как объяснила нам юрист ЖЭКа, взыскать долги можно только за три года. Если долг образовывался за более долгий период, его списать нельзя, он все равно остается висеть на Вашем доме. И когда Вы пойдете в ЖЭК с просьбой что- то отремонтировать в Вашем доме, этот долг обязательно вспомнят.

Четвертая причина – судебное производство. Те, кто имеет средства – могут нанять адвоката. В моем случае так и произошло. Теперь уже коммунальные службы не успевают отбиваться от жалоб, которые пишет адвокат злостного неплательщика. И теперь возврат долгов уже зависит от профессионализма адвоката и юристов коммунальных служб. Надеюсь, Вам понятно, кто победит?

Если в квартире, где живут злостные неплательщики, никто не прописан, если договора на оказание услуг они не подписывали, то выбить у них долги практически невозможно (если коммунальные службы этого очень не захотят).

К сожалению, такая ситуация выгодна коммунальным службам, потому что позволяет им не оказывать или оказывать не в полном объеме услуги тем, кто добросовестно платит. Причина, напомним, у них вполне уважительная – долги.

А как же действуют злостные должники? Во-первых, они не регистрируются по фактическому месту проживания. Самое простое, что можно сделать в этом случае – обратиться в милицию, но для коммунальщиков это сложная задача. Это уже создает препятствие коммунальщикам выбить долг. Потом должник нанимает адвоката, который пишет жалобы на коммунальные службы, на необоснованно завышенный тариф или не выполнение коммунальщиками обязательств. Причины всегда есть. Можно доказать, что долг не соответствует действительности, и воспользоваться сроком исковой давности и тем фактом, что с 1 января 2006 года не заключен договор с коммунальной службой, и счета от этой коммунальной службы с 1 января 2006 года юридически безосновательны. Они имеют полное право от них отказаться вообще и подтвердить этот отказ судебным решением. Согласно ст.257 Гражданского Кодекса Украины, общий срок для защиты права по иску лица (в нашем случае – коммунальной службы) устанавливается в три года. То есть истец должен предъявить ответчику долг только за три предыдущих года до момента предъявления иска.

Конечно, коммунальные службы могут предложить оплатить задолженность за период свыше трёх лет. Но только предложить. Естественно, никто оплачивать полную сумму долга не будет. А ведь когда коммунальные службы предлагают добросовестным плательщикам провести так называемую сверку, то в этом случае срока исковой давности не существует!

При начислении коммунальных платежей также часто делаются ошибки: неправильно берутся тарифы, объём услуг, площадь квартиры или количество жильцов. Поэтому не составит труда довести в суде их несостоятельность, что с успехом и проделывают злостные должники.

Они еще могут заявить, что в данной квартире не проживают. Доказать обратное – для коммунальщиков задача сложная, ведь надо подсуетиться, а они к этому не привыкли. Самое простое – затребовать сведения по потреблению электроэнергии или газа. Долги за электроэнергию и газоснабжение выбивать, все-таки, легче. Но эти сведения могут и не дать. И поэтому доказать факт проживания злостного неплательщика в квартире, за которую он категорически платить не хочет, очень трудно.

КСТАТИ

Задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги составляет 12 млрд грн, однако она имеет тенденцию к уменьшению.

Об этом заявил 6 сентября замминистра регионального развития, строительства и ЖКХ Андрей Белоусов, передает «Укринформ».

«Задолженность населения за услуги ЖКХ составляет 12 млрд грн, половина этих средств – долг за тепло, 2 миллиона – за водоснабжение, 2 миллиона – содержание домов и придомовых территорий, еще 2 – бытовой газ и электроэнергию», – сказал заместитель министра.

Другое дело – работать с добросовестными плательщиками. Они страшно боятся долгов, и если им не удается доказать факт оплаты коммунальной услуги (утеряна квитанция или деньги ушли не туда), бегут платить второй раз.

Еще злостный неплательщик может заявить, что услуги ему оказывали не в полном объеме и ненадлежащего качества. И теперь уже коммунальщики должны доказать, что они все выполняли так, как надо. А вот это они доказать никогда не смогут, потому что качество коммунальных услуг у нас все еще не соответствует стандартам.

Если злостный неплательщик с суммой долга не согласен, переубедить его очень трудно. Поэтому добровольно он свои долги погасить наверняка не захочет (потому что у него хороший адвокат и он не боится выселения – деньги у него есть, и оплатить долг он сможет в любое время). А пока должника убеждают, что он поступает плохо, и просят его все-таки погасить долг, ЖЭК отказывается выполнять работы по всему дому.

Из этого мы можем сделать вывод, что для состоятельных граждан оплачивать коммунальные услуги не обязательно.

В любом случае, общие платежи за коммунальные услуги (в том числе и за электроэнергию) не должны превышать 15% от пенсии и 20% от зарплаты. Выше этого суд высчитывать не может. Можно сделать заявление судье и суд, согласно документам, установит истинную сумму долга – не более трёх лет давности и с учётом подтвержденного размера дохода. И злостный неплательщик обязан оплатить только этот долг. Согласитесь, это выгодно!

Если нет договора с коммунальной службой на предоставление услуг, то исковое требование от этой службы на оплату за коммунальные услуги не имеет юридических оснований.

С 1 января 2006 г., согласно Закону Украины «О жилищно-коммунальных услугах», коммунальное предприятие обязано было разработать и предложить подписать договор. Если они этого не сделали (тот факт, что они не смогли этого сделать по той простой причине, что двери им просто не открывали, в суде не принимается), то потеряли право предъявлять претензии к потребителю, оказывая услуги в одностороннем порядке.

В настоящее время довольно распространена практика отключения домов, где имеются большие долги за теплоснабжение и водоснабжение. Воздействовать на злостного неплательщика соседи не могут, он с ними и разговаривать на эту тему не захочет…

Господа народные депутаты! Обратите, пожалуйста, внимание на поднятую проблему. Ее решить можно только на законодательном уровне. В рамках действующих сейчас законов этого сделать невозможно.

Отсутствие наказания за коммунальные долги дает возможность не выполнять то, что положено и за что основная часть населения платит исправно. Если к долгам с такой терпимостью относятся даже коммунальные службы, значит не все так просто.

Ирина Дейнеко

6040

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.
Загрузка...

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.