Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Записки красными чернилами


Моя музыка - Франкенштейн

18.11.2013 23:47:00

11 ноября, Днепропетровский театр оперы и балета, новая программа Горана Бреговича и оркестра «Шампанское для цыган»

Горан Брегович – это настоящий мотор, чья пламенная и деятельная творческая натура особенно чувствуется на концертах. Даже сидя, спрятавшись за собственной гитарой, он фонтанирует энергией, бывает харизматичен почти до диктаторства (чего стоит его характерный жест, когда он дирижирует своим оркестром строго поднятым пальцем), заразителен в своей неуемной страсти к музыке, да и сама его музыка – это движение, балаган, фарс, цыганские хоры, армянские похороны, еврейские свадьбы и вообще все мыслимые мелодии, мотивы, настроения, которые только можно придумать. Брегович так и говорит о своем искусстве – «Моя музыка – это Франкенштейн». Нет, не в том смысле, что такая ужасная, а в том, что это музыка, как и знаменитый монстр Франкенштейна, описанный Мэри Шелли, создана из разных элементов, очень эклектична. Тут чувствуются веяния многих культур, мелких этнических групп. И, конечно, музыканта это не смущает. Он даже говорит, что это символ нового, очень счастливого времени – когда маленькая культура, в своей уникальной самобытности и творческом выражении, может повлиять на всю мировую культуру и заразить очень много людей.

Новая программа Горана Бреговича, которую он представил 11 ноября в Днепропетровском театре оперы и балета, называется «Шампанское для цыган». В этом, кстати, есть много символизма и иронии, так как в обычной жизни Брегович не пьет, но на сцене обязательно поднимает бокал за тех, кто пришел на его концерт, да и вообще – за музыку, за искусство, за счастье. Цыганство для Бреговича тоже имеет свой символизм. Даже свою работу (заработок музыкой) он с какой-то странной долей тоски называет цыганской. Мол, так ее когда-то охарактеризовал его отец, который, к слову, был военным, потому музыку считал занятием не мужским и очень не надежным. Но, видимо, другой жизни Горан Брегович себе пожелать и не мог бы, так что не то что остался верен своей музыкальной страсти, но даже других к этому приобщает. Например, создал даже свой фонд, на средства из которого музыке будут обучаться цыганские дети. Как говорит сам знаменитый югослав, цыгане, конечно, народ такой, которые к учебе относятся без должного терпения и любви, но музыкой увлекаются, так что толк в этом должен быть.

Вообще Брегович говорит о себе интересно, афористично и с юмором. И кто бы мог подумать, что он уже перевалил через шестой десяток? Такая страсть «жать на педаль газа и не думать, где будет следующая заправка» (дословная цитата) – это удел молодых людей. Как минимум – молодых душой.

Так что и концерт как всегда был заразительный и яркий. Брегович и его духовой оркестр исполнили много старых, любимых композиций, а также песни из нового альбома, который, кстати, отмечен тем, что в записи принимали участие многие знаменитые цыганские исполнители. Даже сами «Gipsy Kings».

Концерт был такой динамичный, зажигательный, что многие, кто сидел в зале, просто не могли удержаться – начинали пританцовывать и притопывать ногами. Кстати, и аудиторию Горан Брегович на своих концертах собирает самую разную – людей всех поколений, любых социальных статусов, религий, национальностей, полов.

На сцене Брегович и играл, и пел, и со зрителями непринужденно болтал, предлагая им подпеть, и сыпал искрами из броши на его кремовом атласном костюме. И даже сам посмеялся над своим амплуа и репертуаром «лабуха», который обычно играет на свадьбах и на похоронах. «Не умирайте никогда!» - посмеялся Брегович: «Наш оркестр слишком дорого заказывать!»

 

1925

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

По теме:

Загрузка...

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.