Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Культура


Музей Креста и поиски идеологии новой Украины (ФОТО)

26.07.2014 12:05:36

В нашей стране идет война. Начатая не нами. Начатая против нас. Не в первый раз и не в последний пришла к нам с севера. Пришла не сама, ее принесли якобы братья по славянскому роду.

Вопросы ставятся не к русским – носителям культуры Пушкина и Лермонтова, Макаревича и Шевчука. Вопросы ставятся московитам, сжигавшим Киев, ложившимся под Орду и поляков, немцев и большевиков. Вопросы к истории и культуре.

Наш Народ поднимается. Кто-то пошел в добровольцы. Кто-то сдает кровь. Кто-то собирает деньги и снабжает армию. Кто-то взвалил на себя бремя ответственности за регион, пашет и еще успевает отплевываться от злопыхателей. Поднявшихся пока не очень много – миллионов 10 ГРАЖДАН. Может – немного меньше. Народ Украины – украинцы и русские, евреи и армяне, грузины и белорусы, азербайджанцы и крымские татары-кырымлы. Все они наши. Все они – сограждане. Настоящие братья и сестры.

Вот только у страны сейчас нет идеологии, нет общей идеи, которая пронизывала бы и школьное образование, и газетные публикации, и развлекательные программы. Есть энтузиазм граждан. Появляется понимание происходящего на освобожденных от хаоса рашизма территориях. И есть пятая колонна врага. Да, и самое главное, наш исторический враг показал нашему поколению свое истинное лицо. Он показывал его и раньше – и в XII веке, и в XIII-м. И в XVII, и в XVIII-м. И в XIX, и в XX-м. Наконец – в XXI-м. Великая Тартария, Московия, притворившаяся Россией.

Полякам после распада Союза было легче – они никогда не забывали, кто уничтожал их великую Речь Посполитую. Нам же настойчиво помогали забыть. Виноваты в этом, конечно же, мы сами. Тем, что позволили. Тем, что стыдливо отворачивались от ужасов Голодомора в угоду московитам и их прихлебателям под красными знаменами. Время изменилось?

Но для общества нужны маячки направления. Маячки понимания – ведь Интернет есть не у всех, и многие получают информацию по старинке – из книг, телевизора и газет. Но даже тем, кто часто и по многу сидит в интернете, нужно многое переосмыслить. Нужно перечитать «Украинскую культуру» Ивана Огиенко, почитать Юрия Мыцика и Виктора Брехуненко. Проехаться по глубинке северного соседа, чтобы посмотреть на те блага, которые пытаются привнести и нам.

Нам всем надо учиться думать и искать новые хорошо забытые старые ценности – свобода, родина, ответственность, вера и многое другое. Нам действительно нужно самим создавать национальную идею страны и идеологию общества.

Кто может создать идеологию? Раньше значительную часть этой работы делали выпускники исторического факультета тогда еще Днепропетровского государственного университета. Этот факультет не зря в узких кругах назывался и считался идеологическим. И сейчас там есть много здоровых творческих сил, если не обращать внимания на достаточно крупную (исходя из общего числа преподавательского состава факультета) пятую колонну идейных ватников. Перечислять поименно не имеет смысла, т.к. нужны доказательства, пригодные для суда. Намекнуть хотя бы на часть – можно. Знающий – поймет. Однофамилец известного партизана, мечтающий о том, что придут русские и будут стрелять украинцев. Троица, грабонувшая в прошлом году территорию вокруг Богородицкой крепости – два персонажа Википедии и их молодой подчиненный, стойкий борец с зеленым змием и воришка московских архивов. Ну и еще найдутся интересные кадры. Немного, но есть. Но в любом случае – нужна инициативная группа на уровне правительства с привлечением общественности. Но у правительства сейчас и других хлопот и забот выше головы.

И все-таки необходимость подобной работы существует. Причем все это нужно было на вчера. Да, у нас был Майдан. Этот Майдан и его ценности живут в регионах, воюют на Востоке за наше общее новое будущее. Насколько мы изменимся – настолько наше будущее будет новым. Но реально изменившихся в стране пока еще меньшинство – от четверти до трети. И вот для большинства нужны разные формы просветительства, разные формулировки, разная визуализация – от Петриковской росписи и «пысанок» до глобальных картин нашего общего прошлого. Одной из таких глобальных картин становится молодой общественный историко-этнографический Музей Креста.

Единственный в Украине, да и на всем постсоветском пространстве Музей Креста открылся в прошлом году на Покрову в селе Гречино, неподалеку от Петриковки. Разместился он в старинной хате на территории этноцентра «Козацький хутір «Галушківка».

Визитка хутора Галушковка

Аист на крыше Музея Креста

Безусловно, на Днепропетровщине достаточно много интересных и привлекательных мест, где можно почувствовать дух прошлого, окунуться в атмосферу народного быта, вкусно поесть, пострелять из лука и арбалета, прокатиться на коне. Но вот такого Музея нет нигде.

Неповторимость Музея Креста – в его экспонатах. Около 2.200 нательных крестов из 16 областей Украины, – византийские и киеворусские, украинские и московитские, запорожские, слобожанские и гуцульские – каждый из них есть пока еще молчаливый свидетель нашей малоизвестной истории.

Экспозиции Музея Креста

Так уж получилось, что последние 200–300 лет наша история подчищалась, видоизменялась, сглаживалась и подтесывалась. Если в середине XVII века подавляющее большинство населения украинских земель (в том числе – женщины и дети) было грамотным, то со второй половины XVIII века власти империи усиленно способствовали закрытию школ. Наверное потому, что малограмотными управлять проще. То же самое происходило и с Церковью.

К середине XVII века в церковных книгах и многом другом у московитов накопилось столько придумок и разночтений, что патриарх Никон был вынужден начать очистку московской Церкви от неканонических фантазий. Специалистов для этого он смог найти только в Киеве, т.к. безграмотность большей части местного духовенства и представителей знати была просто ужасающей.

Стало ли благодарным Московское государство за эту помощь? Конечно же, нет. Документы свидетельствуют, что зимой 1661 г. гетман Ю. Хмельницкий послал царю жалобу через генерального старшину Тредьяковського о том, что боярин Шереметьев и его окружение обзывают казачество и старшину «выговцами» (по имени гетмана Выговского) и «хохлами», а «религию или веру народа местного, которая была некогда образцом и колыбелью для всей России, клеймят они яко обливальщину, что не имеет крестов на шеях и складных образков у возах».

В XVIII веке ситуация не улучшилась. Церковь предала и своего кормильца гетмана Мазепу, и запорожских козаков, а заодно – и православные епархии украинского запада. После возвращения казачества из эмиграции внешне вроде бы ничего не изменилось, но на внутреннем уровне осадочек остался явно. Наверное, именно с этим связано желание украинцев разных регионов хоть как-то отделиться от фальши государственного культа.

Самыми первыми стали запорожские козаки. Именно они в середине XVIII века начали делать крестики своими руками: из бронзовой пластины вырезался или вырубывался крест, украшался чеканкой. Самое большое собрание в Украине таких запорожских крестов происходит из нашего Присамарья и находится в экспозиции Музея Креста. И такого типа крестики просуществовали до середины XIX века, сейчас их находят на Харьковщине и Полтавщине. Мало того, эта традиция развилась и в разных формах просуществовала до середины XX века по всей Украине, хоть история происхождения была утеряна.

Запорожские крестики

Где-то в это же время (середина XVIII века) нечто подобное появилось и на Черкащине. Черкасских крестов ручной работы в экспозиции Музея Креста немного (до десятка), но в более позднее время они начали распространяться и на другие украинские земли в связи с переселением людей.

Во второй половине этого же века «отличилась» и Полтавщина. Для женщин начали делать крестики с разноцветными стеклянными вставками, но с явным католическим влиянием.

Женские крестики Полтавщины

Очень интересна Слобожанщина (Харьковщина и Сумщина). Ближе к концу XVIII века там родился очень оригинальный тип креста, также часто сделанный исключительно вручную, только на некоторых крестиках изображение распятого Господа есть, а на некоторых – нет.

Слобожанские крестики

Не осталась в стороне и Западная Украина. Мало кто знает, что в основном, в XVII-XVIII веках, на всех наших землях большинство нательных крестиков были исключительно православными. Редкое исключение – крестики, используемые и православными, и католиками, а также – грузинские и армянские. Ну и, естественно, – католические, которых очень много во всех областях Украины. Так вот, именно в конце XVIII века там появляются знаменитые гуцульские згарды, которые имеют в своей основе и византийскую (утраченную на остальных землях, и московскую традиции. Нужно только очень внимательно смотреть. А еще – на некоторых крестиках из Прикарпатья мы можем увидеть и свастики, и тризуб. При этом, оказывается, свастики были распространены в византийском христианстве. Если кто не верит – пусть посмотрит мозаики византийских мастеров в алтаре Софии Киевской.

Згард

Гуцульские згарды

Резаные згарды конца XIX в.

Крестик со свастикой

 Крестик с тризубом

Все, о чем здесь рассказано – можно увидеть в Музее Креста.

Музей очень интересный и необычный. Он во многом отличается от других музеев. В нем недостаточно смотреть и любоваться, как в музее художественном или народного творчества. Нужно думать и задавать себе вопросы. И искать ответы.

Но главные мысли, которые рождаются после его посещения, – такие. Вот перед тобой более 2.000 свидетелей нашей истории. Они показывают, что для многих людей, независимо от их национальности и вероисповедания, наша Украина становилась родным домом. Что мы жили вместе, ссорились и мирились, как это есть в любом селе или подъезде, Дружили, роднились, снова ссорились и снова мирились. И все было нормально, пока кто-то со стороны, а в особенности – с северной, не начинал нам помогать наводить порядок в нашем доме или на нашей улице. И все это под соусом братскости или единоверия, или еще под каким-то другим.

Музей Креста показывает, что нам, прежде всего, нужно учиться быть самими собой – уважать соседей, не мусорить под чужими заборами или на местах отдыха, честно трудиться и отстаивать свои права. Что воров нужно по суду привязывать к столбу и публично бить палками. Что нам нужна Церковь или Церкви, которые будут заниматься делом спасения душ, а не местечковыми разборками или дележом льгот и подачек. Что нам нужно воспитание детей в духе традиционных ценностей и перевоспитание их родителей в духе ответственности за сделанное.

Мысли и взгляды могут быть разными. Вот только Украина у нас одна.

Добро пожаловать в Музей Креста.

Виктор Векленко, основатель и директор Общественного историко-этнографического Музея Креста

Источник: litsa.com.ua

По теме: Цирк уехал. Что оставили клоуны? (ФОТО)

В музее им. Яворницкого покажут «Образ креста»

4952

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.
Загрузка...

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.