Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Общество


На что тратится медицинский и социальный бюджеты Днепропетровщины?

29.12.2014 12:05:03

Больных в больницах мало, но мы все равно финансируем больницы и врачей, которые выбивают из местного бюджета финансирование для себя, а не для пациентов.

Институт развития общественных инноваций (ИРСИ) завершил исследование размеров и структуры расходов на противодействие ВИЧ в бюджетах 7-ми областей Украины в 2014 году.

Одним из регионов, на базе которого осуществлялось исследование, является Днепропетровская область.

По последним данным, в Днепропетровской области проживает более 24.000 ВИЧ-положительных людей, – и это только официальное число больных.

Мероприятия по противодействию эпидемии сегодня финансово обеспечиваются из трех источников: всеукраинский бюджет, местные бюджеты и поддержка деятельности неправительственных организаций (за счет целевой поддержки международных фондов).

Если проблема с государственным финансированием является вечной, то вызовы, связанные со сворачиванием программ поддержки Украины Глобальным Фондом, возникнут в ближайшем будущем, с ними нам еще придется столкнуться. Это означает, что ВИЧ-сектор лишится того, чего и так не хватало. Учитывая эти обстоятельства, сейчас остро встал вопрос поиска источников дополнительного финансирования.

Именно на анализ эффективности использования имеющихся средств и выявления резервов и было направлено исследование ИРСИ.

В ходе исследования были проанализированы бюджеты областей и районов, планы ассигнований департаментов здравоохранения, сети распорядителей средств, сметы центров СПИДа, центров социальных служб для молодежи и территориальных центров предоставления социальных услуг и тому подобное.

Почти треть всех бюджетных средств Днепропетровской области (32,1%) направляются на здравоохранение. Такие значительные расходы на медицинскую сферу обеспечивают расходы на каждого жителя области на уровне 940,27 грн. в год.

Если сравнивать показатель доли расходов на здравоохранение в бюджете Днепропетровской области с другими регионами, которые были объектом исследования, то это – второй показатель, больше доля расходов только в бюджете Харьковской области (33,6%), а наименьшее значение – в Одесской (15,1%).

Пожалуй, на этом положительные показатели Днепропетровской области и заканчиваются, ведь если мы посмотрим на структуру расходов непосредственно на противодействие ВИЧ в бюджете на здравоохранение, то они составляют всего 0,3%.

Наряду с Черниговской областью, такой показатель является наименьшим показателем среди объектов исследования. То есть несмотря на одно из лучших финансирований здравоохранения, доля расходов на противодействие ВИЧ – незначительна.

Основными специализированными учреждениями, которые призваны противодействовать распространению эпидемии, является Центры СПИДа (ЦС). Суммарный бюджет 2-х (Областного и Криворожского) Центров СПИДа составляет более 8.600.000 грн.

Все же, основным является не абсолютный объем средств, а на что именно они расходуются.

Анализ сметы областного ЦС показывает, что 3/4 всех финансов направлены на оплату труда (73,4%), около 8% расходуются на оплату коммунальных платежей, а расходы на использование товаров и услуг составляют 18,9%.

Кроме того, при детальном исследовании сумм расходов на медикаменты и перевязочные материалы возникают вопросы. Согласно сметы, эта сумма составляет 605.600,00 грн., Но несмотря на то, что на момент запроса до конца года оставалось чуть более одного месяца, в ЦС представили закупленных материалов общей стоимостью всего 413.780,10 грн.

Показатель доли расходов на Днепропетровщине на одного ВИЧ-инфицированного составляет 400 грн.

Кроме лекарств, медицинских препаратов и тест-систем, не менее важны и социальная составляющая: услуги для обеспечения потребностей ВИЧ-положительных людей.

Доля расходов в бюджете Днепропетровской области на социальную сферу составляет 2,7%. Обеспечить потребности ВИЧ-инфицированных за счет социальных услуг, которые должны предоставляться за счет местных бюджетов, можно, но:

-во-первых, средства на социальные услуги в социальном бюджете области составляют только 1%, что свидетельствует о низком приоритете данной статьи в бюджете;

-во-вторых, законодательство о социальном заказе в Украине, на данный момент, полностью так и не имплементировано в жизнь.

Стоит отметить, что область выделяет довольно значительные суммы на финансирование центров соцслужб для молодежи и территориальных центров социального обслуживания – соответственно, 13.800.000 и 65.500.000 грн.

Вместе с тем, подходы к распределению средств в социальной сфере не очень отличаются от медицинской.

Так же, как в случае с Центрами СПИДа, львиная доля в смете расходов – это административные расходы. Структура расходов центров соцслужб для молодежи Днепропетровска четко демонстрирует, что 84,9% всех средств расходуется на заработную плату персонала, а в территориальных центрах данный показатель составляет 68,1%.

Средняя «стоимость» одного клиента в ЦССМ (центрах социальных служб для молодежи – ред.) города Днепропетровск составляет 560,05 грн. В целом же за год обслуживается 15.200 клиентов, которые в общем получают 34.922 услуги.

В территориальных центрах города были предоставлены услуги 11.515 лицам, а «стоимость» каждого такого клиента для местного бюджета составляла 2.736,67 грн.

Из вышеприведенного можно сделать следующие выводы:

  1. Государство предлагает ВИЧ-позитивному человеку или человеку, который хочет пройти тестирование на ВИЧ, комнату и врача, которые подскажут, как сделать платный тест.

Налогоплательщики весь год платят заработную плату нескольким лаборантам, но один месяц из трех у них нет работы, потому что отсутствуют необходимые тестовые системы.

Расходы на ВИЧ – это расходы на содержание больниц и врачей практически без расходов на пациентов (на лекарства и тесты).

  1. Больных в больницах мало, но мы все равно финансируем больницы и врачей, которые выбивают из местного бюджета финансирование для себя, а не для пациентов.

А расходы на ВИЧ не зависят от динамики эпидемии – в регионах, где эпидемия сильнее, расходы могут быть меньше, чем в тех, где эпидемические показатели слабее.

  1. Большие расходы на здравоохранение не влекут за собой большее внимание к противодействию ВИЧ. Расходы на ВИЧ не зависят от финансовых возможностей области, в частности от доли расходов области на здравоохранение.

4.Власть не видит, что людям с ВИЧ нужны социальные услуги. Центры социальных услуг не работают с ВИЧ-положительными людьми и не пользуются их доверием. Расходы на социальные услуги для населения вообще не учитывают потребности людей с ВИЧ. Услуги ВИЧ-сервисных НПО (негосударственных организаций – ред.)  значительно дешевле и эффективнее, чем услуги коммунальных учреждений.

Но не стоит терять оптимизма: более эффективное противодействие эпидемии ВИЧ/СПИД может быть достигнуто и в пределах имеющихся расходов – за счет изменения принципов финансирования.

Общественная организация «Институт развития общественных инноваций»

1922

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.