Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Происшествия


Дмитрий Хозин: «Человек, который читает книжку, должен себя чувствовать суперменом»

29.12.2014 13:22:52

Лидер К12 рассказал, чем библиотека сможет заинтересовать молодежь.

Недавно между членами молодежной организации К12 и администрацией Центральной городской библиотеки разгорелся конфликт. Ее директор Лариса Савран обвинила активистов в рейдерстве. Представители К12, в свою очередь, подозревают администрацию библиотеки в коррупции. Несмотря на взаимные обвинения, стороны решили уладить противоречия. Представители организации удалили из социальных сетей всю информацию о коррупции, а руководство библиотеки открестилось от обвинений в рейдерстве. Ситуацию прокомментировал корреспонденту «Лиц» лидер К12 и, по совместительству, один из организаторов популярных арт-кафе «Рыба Андрей» и «Неизвестный Петровский» Дмитрий Хозин.

- Почему К12 и  администрация Центральной городской библиотеки заключили между собой мировую? Ведь с обеих сторон звучали довольно серьезные обвинения.

- Причастность администрации библиотеки к коррупции еще надо доказать. Никаких подобных обвинений с нашей стороны нет. Однако реальное количество читателей и то, которое декларируется, существенно отличаются. По официальным данным, в библиотеку в среднем ходит 414 человек в день. Сейчас число клиентов увеличилось до 450 человек. Это связано со студенческой зимней сессией.

Хотя на самом деле, ситуация не настолько оптимистическая. Члены организации «К12» провели трехдневное исследование. По его результатам, в первый день в библиотеку пришло 110 человек, во второй 120 и в третий – 250. Большинство из людей, посетивших библиотеку в третий день, заинтересовала ярмарка вакансий, которая тогда проводилась. Многие клиенты отвечали, что ходят в библиотеку более раза в неделю, но в основном, это – пожилые люди.

Формально, в месяц учреждение организовывает около 150 мероприятий, однако афиши оставляют желать лучшего оформления. Складывается впечатление, будто библиотеке на качественные плакаты не хватает финансов. И это не смотря на бюджет около 15 миллионов гривен, который больше прошлогоднего. Расходы библиотеки увеличились, чего не скажешь о доходах.

Учреждение тратит огромные деньги на  досуг посетителей. Но круг их довольно узок. По нашим подсчетам, обслуживание одного человека обходится около 200 грн. в день. За год только на одного клиента в среднем тратят около 8 тысяч грн.

Также, Лариса Савран является исполняющим обязанности директора. Ее заместитель – тоже исполняющая обязанности замдиректора. По словам юристов, тогда к Савран и ее заму будет меньше требований, а значит, и ответственности поубавится. Такой статус их полностью удовлетворяет.

После обвинения в рейдерстве, наш диалог потерял конструктив. Все общение К12 и администрации библиотеки сводилось к взаимным обвинениям. Мы предложили помириться, чтобы вместе создать общественный совет с привлечением других общественников. Главное – нейтрализовать вымышленную тему рейдерства. Единственный их аргумент – это фейковая страничка в Facebook. 

- Не целесообразнее было бы раскрутить старые паблики?

- Мероприятия, которые мы организовывали в библиотеке, нужно было продвигать в соцсетях. Именно для этого мы создали новые странички. К тому же на старых, было много неинтересной информации для молодежи. Администрация нас просила переименовать паблики, чтобы они не позиционировались как официальные страницы библиотеки. Поэтому,  ВКонтакте мы изменили название. На ФБ это сделать технически невозможно: если на страничку подписано более 200 человек. Поэтому, паблик пришлось удалить, чтобы он никому не мешал.

- Вы сказали, что доходы Центральной городской библиотеки существенно упали. На чем она зарабатывает?

- Чтобы заработать деньги, администрация сдает помещение библиотеки в аренду для разных мероприятий, например, сетевым компаниям, таким как «Oriflame».

Нужно сказать, что и спрос на услугу огромный.  В библиотеке помещение можно снять дешевле, чем, на пример, коммерческий зал, но несмотря на это – доходы упали.

- Правда, что в помещении библиотеки есть специальный зал, который открывался раннее только под штаб Партии регионов, а сейчас – «Оппозиционного блока»?

-  Об этом писали пользователи Facebook. Я подтвердить такую информацию не могу, так как с библиотекой мы сотрудничаем около месяца.  

- Почему вай-фай  в библиотеке только на первом этаже? Неужели на это не хватает средств, при бюджете в 15 миллионов грн?

- В библиотеке раздутый штат, поэтому очень много денег идет на заработную плату сотрудникам. Он состоит из 220 полных ставок. Только около 120 штатных единиц работает в центральном отделении.

Библиотека открыта 6 дней в неделю с 10 утра до 18-19 вечера. В одном зале работает 11 человек, хотя за весь день приходит около 20 посетителей.  

Мы были в немецком городе Трир. Местную центральную библиотеку посещает около 100 тысяч посетителей в год. Там работает 17 человек, но не все на полной ставке. Клиенту, чтобы найти нужную книгу, достаточно ввести запрос в компьютер, тогда на мониторе появится информация о том, на каком ряду ее искать. В Украине, чтобы получить книгу, приходится ждать. А за то, чтобы ее библиотекарь нашел, а потом положил на место, государство платит немалые деньги.

Поэтому, если б отделение компьютеризации Центральной городской библиотеки нормально работало, количество сотрудников можно было бы сократить в несколько раз.

- Большинство сотрудников действительно уже немолодые?

- Да, многие из них – люди преклонного возраста. Например, исполняющая обязанности директора работает уже около 40 лет в библиотеке. Даже если такой персонал придется сократить, без финансов он не останется: государство будет выплачивать заслуженную пенсию.

Кроме того, в библиотеке должны быть стандарты обслуживания, которые отвечали бы требованиям современного мира. Многие сотрудники работают там еще с советских времен. Они не знают, что такое «удерживать клиента». У них много искренних идей, но иногда они выглядят чересчур навязчиво. Особенно, когда сотрудники пытаются в очень навязчивой форме рассказать клиентам обо всех мероприятиях.

- Почему организация К12 решила помочь реформироваться Центральной городской библиотеке?

- К12 занимается культурным менеджментом в Днепропетровске. Мы проводили фестиваль «Стопудовка», организовывали День города вместе с  городским управлением культуры на Квартале искусств.  Цель К12 – превратить библиотеку в общественный центр получения знаний. После Майдана многие активисты встречаются в кафе. Иногда для того, чтобы просто поговорить, им приходится заказывать, например, чашку кофе. В Центральной Днепропетровской библиотеке есть 7 открытых залов для посещения. Поэтому все подобные встречи можно было бы смело организовывать там.

Известный деятель Валерий Пекарь предложил создать в Днепропетровске Институт развития города. Мы об этом тоже думали. Ведь, к сожалению, у Днепропетровска нет своей концепции развития. Библиотека может стать местом для собрания советов ученых, меценатов и общественных деятелей.

Ежегодно из городской казны на культуру выделяется около 100-130 млн. грн. На Центральную городкую библиотеку из них расходуется около 15 млн. грн.

Трудно говорить о каких-то достижениях в культурной жизни Днепропетровска за 2014 г. Наверно, самым большим событием стал День города, однако это – массовые гуляния.

- Расскажите о деятельности организации К12. Почему у нее такое нестандартное название?

-  Мы заметили, что в Днепропетровске не было организаций, которые могли бы заинтересовать молодежь. Приходилось время от времени наблюдать девушек и парней, тративших свое свободное время на пьянки и гулянки. Поэтому, мы поставили цель создать движение, которое бы стимулировало молодых людей к самореализации и полезным для общества делам. Мы решили доказать им, что выгодно заботиться не только о себе, но и о своем государстве и городе.

Все, кто хотел войти в К12, проходили 12 уровней квестов. Отсюда и название. Например, нужно было выучить историю города, взять интервью у известного политика или даже бомжа. Также, участники делились на команды, которые потом получали задание собирать несколько мешков мусора. Когда парни и девушки увидели, как живут представители верхушки общества и социального дна, они лучше познали жизнь.

Позже, ребята создавали социальные проекты, а потом переходили к социальным бизнес-проектам. Например, «Рыба Андрей» появилась после того, как команда К12 научилась продавать. У нас было задание 1 сентября продавать цветы. Участники разделились на 14 команд по 3-4 человека. Победители заработали 850 грн. Для студентов – это очень неплохой результат. Моя команда заработала 130 грн.

«К12» существует  уже почти 5 лет. А еще, когда мы придумали название организации, сидели на жилмассиве 12-й квартал, чем не повод подтвердить название?

- Сейчас участники «К12» тоже проходят квесты?

- Многие из них уже повзрослели, они хотят работать, а не играться. Поэтому мы делаем более конструктивные социальные проекты. Новички могут пройти эти уровни формально. Когда человек  приходит, он для начала работает просто волонтером, например, в Стопудовке. Позже мы ему предлагаем сделать собственный социальный проект, а потом создать бизнес-проект, чтобы он имел свои доходы. На сегодняшний день, предприниматели – самая свободная социальная группа.

В общем, современная молодежь скучать не любит, а в библиотеке именно такая атмосфера. Нужно сделать так, чтобы модно стало читать книжку, чтобы ты сидел и чувствовал себя чуть ли не суперменом, перелистывая ее страницы.

- Как, с Вашей точки зрения, можно заманить в библиотеку молодежь?

- Читатель должен себя чувствовать максимально комфортно. Нужно дать ему возможность например расположиться на мягком диване, с новой красивой книгой, рядом с журнальным столиком, с чашечкой чая или кофе. В центральной библиотеке атмосфера школьных парт, которая не привлекает современных активных людей.

В том числе, заинтересовать читателей поможет креативная вывеска. Афиши мероприятий должны быть  стильными и современными, а не напечатанными на обычной офисной бумаге. Тем более, в штате библиотеки есть художник. Чтобы посетителей ничего не отвлекало, следует поставить между столами перегородки или повесить занавески.

Кроме того, нужно уделить внимание правильному оформлению книжек. В магазинах бриллианты подсвечивают лампочками. Книжные новинки в библиотеке должны рекламироваться так же, и тогда наверняка они заинтересуют клиентов. Если посетитель просит какую-то конкретную книжку, это значить, что на нее есть спрос.

Если такой литературы нет, ее следует купить и тоже красиво презентовать, чтобы клиент мог обратить на нее внимание. Для информирования читателей о новых поступлениях можно использовать листовки.  Одним словом, если будет приятная атмосфера, люди захотят вернуться.

- Планируете ли Вы открыть еще арт-кафе наподобие «Рыба Андрей» и «Неизвестный Петровский»?

- Таких планов пока нет. Сейчас кризис, курс доллара растет. На данный момент стоит вопрос выживания даже для этих заведений, потому что они отличаются от обычных кафе.

Разговор вела Ирина Сатарова

P.S. За прошлую неделю в Центральной городской библиотеке произошло несколько важных событий.

  • С первого января в библиотеку можно будет ходить до 20:00.
  • Афиши получили модный современный дизайн.
  • Число подписчиков в соцсетях за последний месяц выросло почти в три раза.

Возможно, администрация библиотеки не желает ставить точку в конфликте. 29 декабря Лариса Савран выступит на пресс-конференции в пресс-центре газеты «Днепр вечерний». Исполняющая обязанности директора Центральной городской библиотеки поднимет вопрос о целесообразности реформ, предложенных активистами.

4902

Тэги: Хозин, К12, , Савран
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.
Загрузка...

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.