Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Потребитель


Как нас дурит водоканал. История одного выигранного иска у коммунальщиков

10.06.2015 16:12:48

Насколько все прогнило в днепропетровском «Горводоканале», говорит тот факт, что до текущего момента со мной никто не связался и не выполнил решение суда, хотя оно вступило в законную силу!

Мы не платим справедливые тарифы, мы не знаем методики их расчета. Граждане Украины сегодня стали заложниками предприятий­-монополистов, которые, возомнив себя хозяевами инфраструктуры, которую они не создавали, внезапно поняли, как легко и просто можно использовать этот ресурс в целях личного обогащения.

Неадекватные «нормы потребления»

Одним из таких примеров является «Горводоканал», который, наживаясь не только на разбазаривании государственных дотаций, придумывает изощ­ренные способы поборов конечных потребителей.

Напомним, что прокуратура города открыла криминальное производство относительно должностных лиц КП «Днепроводоканал» по признакам ч.2 ст.15, ч. 5 ст. 191 УК – присвоение, растрата или завладение имуществом путем злоупотребления служебным положением, совершенное в особо крупных размерах или организованной группой.

Как сообщает пресс­служба прокуратуры области, причиной для прокурорского внимания стали торги по закупке услуг в Индустриальном и Cамарском районах и поселке Александровка. Дело в том, что выигравшее торги ООО заключило договор с «Горводоканалом» с нарушениями закона. Согласно договору, ООО получало вознаграждение в сумме более 10 млн бюджетных гривен даже при невыполнении своих обязательств.

И это только один из многочисленных фактов беззакония, который просто попал в поле зрения правоохранителей. О служебной халатности, крайней неэффективности работы и скотском отношении к людям не приходится говорить. Так, живя в Самарском районе, я неоднократно наблюдал картину, когда из неисправной колонки общего пользования вода бесконтрольно вытекала ГОДАМИ, зимой образовывая в округе целые айсберги! Многократные попытки заставить водоканал ликвидировать неисправность, им попросту гнорировались. 

Колоссальные потери воды, износ инфраструктуры, которую не обновляли с советского времени, а также неуемные аппетиты руководителей коммунального предприятия приводят к тому, что водоканал пытается переложить плоды собственной безответственности на плечи потребителей.

Одним из известных способов, в числе пострадавших от которого оказался и я, являются махинации с поверкой счетчиков. Из объявлений, развешанных в абонентских отделах, вы, наверняка, уверены в том, что регулярная поверка счетчиков – это обязанность потребителей. Более того, что эта услуга платная.

В случае, если вы пропустили срок поверки счетчика, следуют санкции: без уведомления абонента водоканал «снимает» счетчик с учета и далее насчитывает вам оплату по так называемым «нормам». Так, если вы владелец частного дома на 6 сотках земли, то вам насчитают оплату за расход воды, как если бы вы поливали все эти 6 соток каждый день с утра и до вечера. И неважно, какую площадь занимает сам огород – хоть его вообще на участке нет.

В такой ситуации оказался и я. Я забыл про наступивший срок поверки счетчика, а водоканал не посчитал нужным уведомить меня об этом. И вот мне пришел счет на 2.000 гривен, а потом еще примерно на столько же. Тогда я решил разобраться с законами, которые регулируют этот вопрос, направил водоканалу официальные запросы (которые они, разумеется, проигнорировали) и затем подал на них в суд.

Что прописал законодатель

Итак, что же говорит Закон относительно вопроса об использовании неповеренных счетчиков? Основным законом, который рассматривает, регламентирует и нормирует работы по поверке бытовых счетчиков, в т.ч. и воды, является Закон Украины «О метрологии и метрологической деятельности» № 113/98­ВР.

В соответствии со статьей 11 ЗУ «Про метрологію і метрологічну діяльність» устройства учета, что не прошли поверку, не могут применяться:

Стаття11.Застосування, ввезення,виробництво,ремонт, продаж і прокат засобів вимірювальної техніки

  1. Засоби вимірювальної техніки можуть застосовуватися, якщо вони відповідають вимогам щодо точності, встановленим для цих засобів, у певних умовах їх експлуатації.
  2. Засоби вимірювальної техніки, на які поширюється державний метрологічний нагляд, дозволяється застосовувати, випускати з виробництва, ремонту та у продаж і видавати напрокат лише за умови, якщо вони пройшли повірку або державну метрологічну атестацію.

В чьи обязанности входит поверять счетчики и за чей счет? В соответствии с ч.3 статьи 28 этого же Закона:

  1. Порядокподанняфізичними особами, що не є суб’єктами підприємницької діяльності, – власниками засобів вимірювальної техніки (результати  вимірювань  якими  використовуються для здійснення розрахунків за спожиті для побутових потреб електричну і теплову енергію, газ і воду) на періодичну повірку цих засобів та  оплати за роботи, пов’язані з повіркою, встановлюється Кабінетом Міністрів України. Періодична повірка, обслуговування та ремонт (у тому числі демонтаж, транспортування та монтаж) зазначених засобів вимірювальної техніки здійснюються за рахунок підприємств і організацій, які надають послуги з електро­, тепло­, газо­ і водопостачання.

Те же обязательства закреплены за «Горводоканалом», о чем недвусмысленно свидетельствует абзац 3 п. 9 «Правил предоставления услуг централизованного отопления, поставки холодной и горячей воды, водоотведения и типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, поставке холодной, горячей воды и водоотведению»:

«Періодична повірка, обслуговування та ремонт (у тому числі демонтаж, транспортування та монтаж) квартирних засобів обліку проводяться за рахунок виконавця».

В соответствии с п.32 Правил: 

32. Виконавець зобов’язаний: 

4) контролювати установлені міжповіркові інтервали, проводити періодичну повірку квартирних засобів обліку, їх обслуговування та ремонт, у тому числі демонтаж, транспортування та монтаж.

Затраты на на поверку, демонтаж, транспортирование и монтаж КМУ разрешил включать в «квартплату» (Постановление КМУ №869­2011 г.).

В случае, если потребитель не согласен с показаниями счетчика, то он может за свой счет провести внеплановую поверку.

В данном случае необходимо:

1) Пригласить ЖЭК либо водоканал для составления Акта с фиксацией показаний счетчика и исправности пломб.

2) Далее есть варианты:

  • требовать выполнить работы и поверку силами ЖЭКа либо водоканала;
  • нанять фирму, которая демонтирует, поверит и установит счетчик;
  • снимет сам и передаст на поверку, а потом поставит назад;
  • либо заменит старый на новый (что может быть даже дешевле поверки, особенно, если кого­нибудь нанимать).

Главное в этом вопросе – после того, как абонент установит (поверенный или новый) счетчик, его взятие на учет необходимо снова зафиксировать актом водоканала.

Таким образом, Законом установлена императивная норма, которой определено, за чей счет осуществляются расходы на периодическую поверку, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортирование и монтаж) квартирных счетчиков воды. А это значит, что норма не может быть изменена никакими подзаконными нормативно­правовыми актами.

Попытки заинтересованных работников «Горводоканала» навязать точку зрения, что плательщика работ по поверке счетчиков устанавливает Кабинет Министров – не состоятельны и не имеют основания. Согласно действующему законодательству и подзаконным актам, водоканал обязан своевременно и за свой счет производить периодическую поверку счетчиков, и если он этого не сделал – это проблемы данной организации, а не вас.

Свою правовую позицию можно подкрепить абз.2 п.10 Правил:

Справляння плати за нормативами (нормами) споживання за наявності квартирних засобів обліку без урахування їх показань не допускається, за винятком випадків, передбачених абзацом п’ятим пункту 16 цих Правил. Виконавець і споживач не мають права відмовлятися від врахування показань засобів обліку.

Дополнительно можно воспользоваться правом на снижение платы за воду, если водоканал упрется в переводе на нормативные расценки:

В соответствие с абз.3 п.29 Правил:

29. Споживач має право на:

1) зменшення розміру плати у разі:

- тимчасової відсутності споживача та/або членів його сім’ї на підставі письмової заяви споживача та офіційного документа, що підтверджує його/їх відсутність (довідка з місця тимчасового проживання, роботи, лікування, навчання, проходження військової служби, відбування покарання).

Счетчик – мерный инструмент продавца

Свою позицию в суде представитель водоканала также пыталась обосновать ссылками на ст. 322 Гражданского кодекса Украины: «Собственник обязан содержать имущество, ему принадлежащее, если иное не установлено договором или законом». ЗУ «О метрологии» как раз и является тем законодательно установленным исключением из общего правила, установленного ГК Украины, поскольку урегулирует отношения относительно средств измерительной техники, которые являются собственностью физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Это требование заложено в ст. 2 ЗУ «О метрологии».

Чей бы счетчик ни был, но, если используя его, поставщик поставил (продал) потребителю продукт (воду), тогда за точность нормы отпущенного продукта в любом случае отвечает поставщик (продавец). А это гарантируется достоверностью показаний счетчиков и обеспечивается выполнением требований правил эксплуатации и своевременным проведением их периодической поверки.

Периодическая поверка счетчиков воды – это не услуга, – это прямая обязанность поставщика! И странно, почему поверку счетчика (как мерительного прибора продавца) пытаются включить в услуги и навязать его поверку потребителю… Следовательно, не поставщик ко мне, а я, как покупатель, к водоканалу как продавцу должен предъявлять претензии и требовать контроля межповерочных интервалов и поверки счетчиков. Чтобы быть уверенным в том, что показания их достоверны и соответствуют объему потребленной и оплаченной мной воды. Запомним: счетчик – это мерный инструмент продавца!

Рассмотрев мое исковое заявление, суд Бабушкинского района принял законное и обоснованное решение – удовлетворить мой иск в полном объеме.

ПозовнівимогиГоробця ВячеславаВолодимировича до КП «Дніпроводоканал» Дніпропетровської міської ради про зобов’язання вчинити певні дії – задовольнити.

Зобов’язати КП «Дніпроводоканал»Дніпропетровської міської ради здійснити перевірку лічильника обліку води, встановленного в будівлі за адресою…

Стягнути с КП «Дніпроводоканал»Дніпропетровської міської ради на користь Горобця Вячеслава Володимировича сплачений судовий збір.

Суд Апелляционной инстанции отклонил жалобу КП «Дніпроводоканал», оставив решение первой инстанции в силе. Кстати, за безграмотных юристов, которые затягивают дела в результате своей некомпетентности, тоже платит потребитель. А стало быть – лично ВЫ.

В завершение этой статьи мне хотелось бы призвать горожан не мириться с беспределом «Горводоканала», «Облэнерго», и следовать моему примеру, но, увы, это не каждому по силам. Сегодня подавляющее число людей поставлено в условия, когда они находятся «на крючке» и зависят от поставляемых им услуг предприятиями­монополистами. И у монополиста всегда найдется дубинка – «или плати, или отключим». И отключают. Это первое, что сделал Водоканал, когда узнал о поданном мною иске: приехали и отрезали мне воду. Они рассудили логично – «посидит без воды, одумается и придет договариваться».

Потом их представитель не являлся на суд несколько месяцев, вынуждая меня погасить долг и пойти на их условия. Но у меня совершенно неожиданно для них оказалась скважина. Пришлось купить дорогостоящее оборудование – бак, насос, автоматику и организовать водоснабжение дома, потому что для меня довести дело до конца – это вопрос принципа. «Если не я, то кто же?»

Дело с «Горводоканалом» еще не закончено. Далее последует иск о списании незаконно начисленного долга и возобновления водоснабжения. Потом мы разберем, насколько договора, заключаемые с потребителями, соответствуют действующему законодательству. То, насколько там все прогнило, говорит тот факт, что до текущего момента со мной никто не связался и не выполнил решение суда, хотя оно вступило в законную силу.

Да, борьба за свои права – это непростое и растянутое во времени дело. Но только так мы можем заставить существующую систему меняться.

Вячеслав Горобец

12723

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

По теме:

Загрузка...

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.