Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Общество


Не спешите, вначале подумайте! (Размышления о законности переименования городов)

05.08.2015 16:05:29

Времени осталось совсем немного, а вопросов по поводу переименования города становится все больше.

Распоряжением Днепропетровского городского головы № 432- р от 22.07.2015 г. «О проведении общественных слушаний по вопросам переименования города Днепропетровска в районах города». В районах слушания пройдут уже в августе. Давайте попробуем разобраться, какая процедура переименования города, и к каким последствиям это может привести.

Главное архитектурно – планировочное управление Днепропетровского городского совета должно предоставить гражданам города детальную информацию по общественным слушаниям и обеспечить их проведение. До мероприятия осталось две недели, а информации пока никакой нет.

Зачем надо переименовать наш город? Это требует Закон Украины «Про осуждение коммунистического и национал – социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрета пропаганды их символики».

Кто из жителей города знает хоть что то, про человека, именем которого назван наш город? Я думаю, единицы. Многие знают, что Григорий Петровский большевик, активный политический деятель КПСС. И больше ничего. Теперь город срочно надо переименовать, это требует Закон Украины «Про осуждение коммунистического … режимов …».

Мне кажется, что прежде чем переименовывать, не мешало бы вначале узнать, какая процедура предусмотрена для этого, с какими трудностями можно столкнуться.

Кроме выше упомянутого закона, переименование городов регламентирует Закон Украины «Про географические названия» (действующий, последняя редакция от 21.05.2015 г.).  Этот Закон определяет правовые основы регулирования отношений и деятельности, связанных с установлением наименований географических объектов, учетом, регистрацией и сохранением географических названий.

Государственное управление в сфере топографо-геодезической и картографической деятельности (ст. 4) осуществляют Центральные органы исполнительной власти, которые обеспечивают формирование политики в этой сфере, а осуществляет эту политику специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам географических названий,  Государственная служба геодезии, картографии и кадастра.

Специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам географических названий:

- координирует, регистрирует, нормирует все, что связано с географическими названиями;

- организовывает экспертизу;

- контролирует использование и сохранность географических названий.

Согласно статьи 5 этого Закона, название, которое присваивается географическому объекту, должно отображать наиболее характерные признаки этого объекта, учитывать географические, исторические, природные и прочие особенности местности, где он размещен, мнение населения, приживающего на этой территории, вписываться в существующую систему наименований целой территории и состоять из минимального количества слов.

Географическим объектам могут присваивать имена ученных, исследователей и иных лиц, которые принимали участие в их открытии, изучении, образованию или строительству.

Имена выдающихся государственных или общественных деятелей, представителей науки, культуры или других лиц, деятельность которых не связана с географическим объектом, могут присваиваться посмертно, и только в исключительных случаях, с учетом мнения большинства жителей, проживающих на этой территории. Учет мнения большинства жителей осуществляется в соответствии с Законом Украины «Про референдумы».

А теперь давайте посмотрим Закон Украины «О всеукраинском и местных референдумах». Что там говориться о переименовании городов. Референдум (ст. 1) - это способ принятия гражданами Украины путем голосования законов Украины, иных решений по важным вопросам общегосударственного и местного значения. Референдумы бывают всеукраинские и местные (в пределах административно-территориальных единиц).

Решения, принятые местным референдуме, имеет высшую юридическую силу по отношению к решениям Советов народных депутатов, на территории которых он проводится.

Законы, иные решения, принятые референдумом, не нуждаются в каком-либо утверждении государственными органами и могут быть отменены или изменены лишь в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

А вот в статье 6 Закона Украины «О всеукраинском и местных референдумах», сказано, что «Исключительно местными референдумами, в соответствующих административно-территориальных единицах, решаются вопросы о наименовании или переименовании сельсоветов, поселков, городов, районов, областей».

Чем отличается местный референдум от общественных слушаний? Во – первых, самим названием. На общественных слушаниях решать вопросы переименования города и связанное с этим переименование области, нельзя.

Проведение местного референдума (ст. 13) назначает местный (городской) совет, по требованию депутатов, составляющих не менее половины от общего состава, или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан Украины, постоянно проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы и имеющих право участвовать в референдуме.

О том, как осуществляется реализация права требования референдума городскими депутатами говориться в статье 14 этого Закона. Требование народных депутатов, составляющих не менее половины от общего числа местного Совета народных депутатов, о проведении референдума реализуется путем поименного голосования на пленарном заседании соответствующего Совета народных депутатов или путем сбора подписей народных депутатов. Подписи депутатов местных Советов удостоверяет — председатель соответствующего местного Совета народных депутатов.

Реализация права требования референдумов гражданами Украины (статья 15). Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума — гражданам Украины, постоянно проживающим на территории соответствующей административно-территориальной единицы и имеющим право на участие в референдуме. Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы референдума, образуемые в соответствии с настоящим Законом.

Вначале проводится собрание, в котором принимают участие не менее 50 человек. О проведении такого собрания его инициаторы должны письменно сообщить председателю городского совета. Перед началом собрания, проводится регистрация его участников. И вот на этом обсуждаются целесообразность его проведения и формулируются вопросы, которые выносятся на обсуждение, избирают инициативную группу (не менее 10 человек), которой поручают сбор подписей. Составляется протокол собрания с результатами голосования.

Инициативные группы местного референдума регистрируются председателем городского совета, о чем выдается свидетельство регистрации и удостоверения членов инициативной группы специальной формы, утвержденной Президиумом Верховного Совета Украины. Срок сбора подписей на местный референдум – 1 месяц со дня получения свидетельства о регистрации инициативной группы (ст. 18). Формы подписных листов утверждаются Центральной комиссией по всеукраинскому референдуму. В подписных листах ставят подписи только на основании паспорта. Председатель городского совета организовывает проверку подписей (ст. 19). Если есть нарушения, принимается решение о прекращении деятельности инициативной группы.

Если все оформлено правильно, местный совет принимает решение о назначении референдума.

Создаются участковые комиссии, оповещаются граждане (за 10 дней). Голосование проводится с 7 до 20 часов в специально отведенных помещениях. Бюллетени для голосования заполняются в кабинках для тайного голосования. Подсчитывают голоса и устанавливаю результаты референдума.

Согласитесь, референдум очень сильно отличается от общественных слушаний. Поэтому совершенно непонятно Распоряжение Днепропетровского городского головы № 432- р от 22.07.2015 г. «О проведении общественных слушаний по вопросам переименования города Днепропетровска в районах города».

В Законе Украины «Про осуждение коммунистического и национал – социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрета пропаганды их символики», на который ссылаются в Распоряжении № 432-р, в Статье 7. Заключительные и переходные положения, пункт 9 внесены изменения в Закон Украины «О географических названиях»:

«Переименование географических объектов осуществляется в случае:

- необходимости возвращения отдельным географическим объектам их исторических названий;

- существенного изменения функции или назначения географического объекта;

- необходимости приведения названия географического объекта в соответствие с требованиями Закона Украины «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического тоталитарных режимов».

А далее, в этой статье говорится:

Областным, районным государственным администрациям, органам местного самоуправления в шестимесячный срок со дня вступления в силу данным Законом в установленном порядке провести общественные слушания и подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения относительно переименования населенных пунктов, районов и областей, названия которых содержат символику коммунистического тоталитарного режима.

В случае, если в течение срока, установленного Законом, предложения относительно переименования населенных пунктов и районов, названия которых содержат символику коммунистического тоталитарного режима, не были поданы в Верховную Раду Украины, соответствующее решение о переименовании таких населенных пунктов и районов принимается Верховной Радой Украины на основании рекомендаций Украинского института национальной памяти.

Этот закон был подписан 9 мая 2015 г. - Закон Украины «Про географические названия» приведен в этой статье в редакции от 21.05.2015 г., т.е. уже после утверждения Закона «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического тоталитарных режимов». В одном Законе переименование города производится путем проведения общественных слушаний, в другом случае – требуется проведение местного референдума. Согласитесь, один закон противоречит другому.

Закон Украины «Про географические названия», статья 5:

 «Переименование географических объектов осуществляется с учетом мнения большинства населения, которое проживает на данной территории, в соответствии с Законом Украины «Про референдумы».

Переименованием населенных пунктов занимается Верховная Рада (ст. 7). Решение о переименовании вступают в силу одновременно со вступлением в силу изменений в закон о Государственном бюджете и бюджете города, утвержденном, решениями областных советов на тот год, в котором планируются расходы, связанные с переименованием.

Порядок переименования географического объекта (Статья 8.). Предложения по переименованию с обоснованиями, картографическими материалами, расчетами и сметами расходов, связанных с таким переименованием, могут вносить органы власти, учреждения, организации и граждане Украины.

Предложения вносятся до соответствующих органов власти, определенных Законом. Рассмотрение предложений обязательно должно осуществляться с учетом:

-  предложений районных или городских советов (которые расположены на той территории, где предполагается переименование);

-  заключения центрального органа исполнительной власти в области транспорта (для переименования ж/д станций и прочих объектов транспорта);

-  заключения центрального органа исполнительной власти при переименовании гидроузлов, водохранилищ, каналов и прочих подобных объектов.

Предложения и решения по переименованию направляются в установленном порядке на экспертизу, в порядке, определенном КМУ.

Наименование или переименование географических объектов по предложению органа местного самоуправления осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета (статья 12).

Наименование или переименование географических объектов по предложению органа исполнительной власти осуществляется за счет средств государственного бюджета, предусмотренных на финансирование деятельности указанного органа.

Наименованию или переименованию географических объектов по предложению предприятий, учреждений, организаций и граждан Украины может осуществляться за счет средств соответствующего бюджета или за счет средств предприятий, учреждений, организаций и граждан Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

А теперь еще немного про Закон Украины «Про осуждение коммунистического и национал – социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрета пропаганды их символики». Его инициаторы: Ляшко, Сюмар Виктория, Гопко Ганна, Соболев Евгений, Кожемякин Андрей, Лозовой Андрей, Чижмарь Юрий, Луценко Юрий, Мосийчук Игорь, Скуратовский Сергей, Волк Виктор, Шухевич Юрий, Березнюк Олег.

В Пояснительной записке к законопроекту:

Пункт 4 – принятие этого законопроекта не нуждается дополнительных материальных или финансовых расходов из Государственного бюджета Украины.

Пункт 6 – законопроект не касается вопроса развития административно-территориальных единиц, функционирования местного самоуправления, прав и интересов территориальных общин, местного и регионального развития.

Пункт 8 – законопроект не требует общественного обсуждения.

Вы согласны с этим???

Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады Украины в своем выводе от 9 апреля 2015 года излагает ряд замечаний к законопроекту (Голова комитета – Князевич):

Полномочия по переименованию районов города, улиц, площадей и т.п., вносят изменения в Закон Украины «Про местное самоуправление» и «Местные государственные администрации». При этом предусматривается, при невыполнении требований закона – если не переименовали в установленный срок – решение и переименовании принимает областная администрация.

Такое положение противоречит принципам местного самоуправления – органы государственной власти не должны вмешиваться в действия органов местного самоуправления в рамках их полномочий (Ст. 35 Закона «Про местные гос. администрации», ст. 20 Закона «Про местное самоуправление»).

П. 8 Заключительных и переходных положениях Закона – ВРУ в 3-х месячный срок принимает решение о переименовании населенных пунктов, которые содержат символику КПУ, если до этого времени предложения о переименовании поданы не были.

Этот пункт противоречит ст. 85 п. 29 Конституции – полномочия ВРУ – установление и изменение границ районов и городов. При этом, не учитывается рекомендации и предложения каких либо иных субъектов, кроме ВРУ.

Там еще довольно много замечаний, но я привела только те, что относится к переименованиям городов.

Несмотря на такие серьезные замечания, за этот законопроект проголосовало 254 депутата, против – 0, воздержалось – 53. Законопроект приняли.

А теперь давайте рассуждать логически. Деньги на переименование города требуются? Конечно же да? Переименование города повлечет за собой переименование области? Да!

Закон Украины «Про географические названия» принят уже после того, как Закон Украины «Про осуждение коммунистического и национал – социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрета пропаганды их символики» был принят. То есть он более поздний; и в него уже внесены те изменения, которые изложены в Заключительных и переходных положениях Закона «Про осуждение…».

А есть еще Закон о местном самоуправлении и о референдумах, которые вносят свои требования в переименованию городов. Так как же быть? Логически рассуждая, следует принять во внимание требования Конституции, как основного Закона Украины и имеющего наивысшую юридическую силу (ст. 8).

Финансовые затраты, связанные с переименованием, также имеют решающее значение. Если денег в бюджете на это не предусмотрено, то переименовывать не за что. Может быть, прежде чем наломаем дров, подумать? Тем более, что имеются еще и другие нормативные документы, которые не мешало бы вначале изучить.

Ирина К.

3420

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

По теме:

Загрузка...

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.