Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Политика


К выборам готовсь!

04.09.2015 16:58:53

Что нового несет нам новое выборное законодательство?

Вот и подходят очередные выборы в местные советы. Пройдут они 25 октября.

8 августа 2015 года вступил в силу принятый 14 июля 2015 года Верховной Радой Украины Закон «О местных выборах», который заменил ранее действующий Закон «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей».

Будем выбирать депутатов в областной совет, городские (и районные в городах), районные, поселковые и сельские советы. А также мэров и старост.

Староста – новая должность в нашей стране, появившаяся в рамках реформы децентрализации. У каждого села и поселка, вошедшего в состав объединенной громады, будет свой староста. На Днепропетровщине, к слову, уже созданы первые семь сельских и три поселковых объединенных громады.

Выборы в областной совет, районные и городские советы будут проходить по новой, как для Украины, системе. На смену смешанной (мажоритарно-­пропорциональной) пришла «пропорциональная избирательная система в многомандатном избирательном округе по избирательным спис­кам местных организаций политических партий, блоков местных организаций политических партий с выдвижением кандидатов в территориальных избирательных округах».

«Смешанная избирательная система, которая сочетает худшие черты мажоритарной и пропорциональной систем, уходит в прошлое», – отмечает первый зам главы Администрации Президента Виталий Ковальчук.

Новая система выборов отвечает коалиционному соглашению, заключенному между политическими партиями, входящими в коалицию в Верховной Раде (большинство). То есть, предполагается, что народные депутаты и обещали нам такую систему пос­ле избрания в Верховную Раду в 2014 году.

 

На нынешних местных выборах будем избирать депутатов, городских, поселковых, сельских голов и… старост (фото из архива «Лиц»)

Как будет работать такая сис­тема? Партия подает список кандидатов в областной, районный, городской совет, при этом «закрепляет» кандидатов за определенными территориальными округами.

В избирательном бюллетене будет указан порядковый номер политической организации, а в скобке – маленькими буквами ФИО первого кандидата в списке кандидатов, а потом, через тире – большими буквами ФИО кандидата в депутаты, «закрепленного» за этим территориальным округом.

Избиратель сможет проголосовать только за одну местную организацию политической партии.

Главное научно­-экспертное управление Аппарата Верховной Рады, изучив закон, пришло к неутешительному выводу.

«В таком случае избиратель, по сути, не имеет альтернативы при голосовании, а его голос, отданный за список партии, «автоматически» засчитывается тому кандидату, что «прикреплен» партией к соответствующей территории. Соответственно, предложенная конструкция создает лишь видимость «преференций» на выборах по партийным спискам, а на самом деле не дает избирателям возможностей для реального влияния на персональный состав местных советов», – считают в научно­экспертном управлении.

Кандидаты партии, которая наберет 5% голосов от общего числа избирателей, участвовавших в выборах, попадут в местный совет. Например, в областной совет попадут кандидаты партии, которая набрала более 5% от количества избирателей области, принявших участие в выборах. То же касается районных, городских и районных в городе советов.

«5-­процентный избирательный барьер на выборах в местные советы обеспечит развитие партийного строительства в Украине. Политическим проектам-­однодневкам, организациям экстремистского и сепаратистского толка не место в органах местного самоуправления», – пояснил Виталий Ковальчук, первый зам. главы Администрации президента.

Что изменилось с принятием нового Закона Украины «О местных выборах»

Было ранее

Стало теперь

Закон Украины «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей»

Закон Украины «О местных выборах»

Общий состав (количество депутатов) сельского, поселкового, городского, районного в городе совета должен составлять при численности:

1) до 1.000 жителей – от 12 до 16 депутатов включительно;

2) от 1.000 до 3 тысяч человек – от 16 до 20 депутатов включительно;

3) от 3 тысяч до 5.000 жителей – от 20 до 30 депутатов включительно;

4) от 5.000 до 20.000 человек – от 30 до 36 депутатов включительно;

5) от 20.000 до 50.000 жителей – от 36 до 46 депутатов включительно;

6) от 50.000 до 100.000 человек – от 36 до 50 депутатов включительно;

7) от 100.000 до 250.000 человек – от 40 до 60 депутатов включительно;

8) от 250.000 до 500.000 жителей – от 50 до 76 депутатов включительно;

9) от 500.000 до 1 миллиона жителей – от 60 до 90 депутатов включительно;

10) от 1 миллиона до 2 миллионов жителей – от 76 до 120 депутатов включительно;

11) свыше 2 миллионов жителей – от 76 до 150 депутатов включительно.

Общий состав (количество депутатов) местного совета составляет при численности избирателей (ст. 16 Закона):

1) до 1.000 избирателей – 12 депутатов;

2) от 1.000 до 3 тысяч избирателей – 14 депутатов;

3) от 3 тысяч до 5.000 избирателей – 22 депутата;

4) от 5.000 до 20.000 избирателей – 26 депутатов;

5) от 20.000 до 50.000 избирателей – 34 депутата;

6) от 50.000 до 100.000 избирателей – 36 депутатов;

7) от 100.000 до 250.000 избирателей – 42 депутата;

8) от 250.000 до 500.000 избирателей – 54 депутата;

9) от 500.000 до 1 миллиона избирателей – 64 депутата;

10) от 1 миллиона до 2 миллионов избирателей – 84 депутата;

11) свыше 2 миллионов избирателей – 120 депутатов

Не было гендерного требования.

Присутствие в списке партии не менее 30% представителей одного пола.

Право на участие в распределении депутатских мандатов в соответствующем многомандатном избирательном округе приобретают кандидаты в депутаты, включенные в избирательные списки от местных организаций партий, получивших три и более процентов голосов избирателей по отношению к суммарному количеству голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательных списков местных организаций партий.

Право на участие в распределении депутатских мандатов в соответствующем многомандатном избирательном округе приобретают кандидаты в депутаты, включенные в избирательные списки от местных организаций партий, получивших пять и более процентов голосов избирателей, в отношении к суммарному количеству голосов избирателей, поданных за местные организации партий.

Субъектами избирательного права могли быть избирательные блоки политических партий

Отсутствие избирательных блоков как субъектов избирательного права

Избранным по одномандатному избирательному округу депутатом, сельским, поселковым, городским головой считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы, относительно других кандидатов, которые баллотировались в этом избирательном округе.

Если в избирательный бюллетень для голосования в день выборов в одномандатном избирательном округе включено не менее двух кандидатов на должность городского (города, количество избирателей в котором равна или больше чем 90.000) головы, избранным считается кандидат на должность городского головы, за которого подано больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Особое внимание в новом законодательстве уделили гендерному вопросу. В списках партий должно быть не менее 30 процентов кандидатов каждого пола.

Это то, что касается выборов в областные, районные, городские и районные в городах советы.

Выборы депутатов в поселковые и сельские советы будут проходить по мажоритарной сис­теме. Территорию населенного пункта разделят на округа. Жителю округа будет представлен список кандидатов, выдвинутых по данному округу. То же касается выборов городских голов и старост – кандидаты будут указаны по списку.

В городах с численностью населения свыше 90 тыс. избирателей городским головой может стать кандидат, набравший более 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Учитывая это, в таких городах возможно проведение двух туров выборов городского головы. В Днепропетровской области это – Днепропетровск, Кривой Рог, Днепро­дзержинск, Никополь и Павлоград.

Законом усовершенствована процедура образования одномандатных избирательных округов, положение о прозрачности финансирования избирательных кампаний, установлена ​​четкая система взаимодействия избирательных комиссий при подготовке выборов, установлении итогов и результатов голосования.

Законом исключены из перечня субъектов избирательного процесса избирательные блоки, закреплено в закрытой части избирательного списка по одному лидеру этого списка.

Согласно Закону, право выдвижения на выборах имеют партии, которые зарегистрированы не позже чем за 365 дней до дня выборов и которые изменили название не позднее 180 дней до выборов.

В Переходных положениях Закона установлено, что очередные местные выборы депутатов Верховной Рады Автономной Рес­публики Крым, депутатов Севастопольского городского совета, депутатов районных, районных в городах, городских, поселковых, сельских советов и городских, поселковых, сельских голов на территории Автономной Республики Крым, а также депутатов областных советов отдельных районных, районных в городах, городских, поселковых, сельских советов, городских поселковых и сельских голов и объединенных общин на территории Донецкой и Луганской областей, назначенные на 25 октября 2015 года, не проводятся в связи с осуществлением Российской Федерацией временной оккупации и вооруженной агрессии против Украины и невозможности обеспечения соблюдения стандартов проведения выборов ОБСЕ.

Перечень административно-­территориальных единиц, в которых не проводятся местные выборы, назначенные на 25 октября 2015 года, определяется Верховной Радой Украины в постановлении о назначении соответству­ющих очередных местных выборов.

Законом внесены изменения в Кодекс административного судопроизводства Украины, законы «О местном самоуправлении в Украине», «О Государственном реестре избирателей», «Об осуществлении государственных закупок», «О статусе депутатов местных советов» и другие.

Важной новацией является также механизм отзыва депутатов. Такой механизм заставит депутатов стать более ответственными перед избирателями, считает Виталий Ковальчук.

Новый Закон предусматривает также уменьшение количества депутатов местных советов.

«220­тысячная армия депутатов сократится как минимум на треть», – отметил Первый Замес­титель Главы АПУ.

К слову, теперь Днепропетровский областной совет будет состоять из 120­ти  депутатов, вместо 138. А городской – из 64­х вместо 120-­ти.

Депутатов выберем всего на два года. Следующие местные выборы назначены на последнее воскресенье октября 2017 года – в связи с децентрализацией Украины.

Евгений Небогатов

«Горячая линия» о местных выборах

Редакция газеты «Лица» (издатель – Общественная организация «Люстрационый Антикоррупционный совет Приднепровья») объявляет о начале работы телефонной «горячей линии» по вопросам информационно-правовой поддержки местных выборов.

Если у Вас есть вопросы о том, как проверить себя в реестре избирателей, кто является кандидатом и как связаться с его штабом, где нельзя проводить агитацию и какая ответственность предусмотрена за продажу голоса избирателя, а также другие – звоните!

Телефоны «горячей линии»: 736-19-25, а также (по тарифу «Киевстара»): (067) 691-12-33.

На ваши вопросы и предложения ответят юрист и журналист газеты «Лица».

Линия работает с 10:00 до 18:00 ежедневно.

К участию в проекте на правах стажеров приглашаются молодые,

энергичные люди, желающие приобрести опыт работы журналиста и получить свой первый гонорар.

Здійснено в рамках проекту за підтримки Фонду розвитку ЗМІ Посольства США в Україні. 

2516

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.
Загрузка...

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.