Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Экономика


Миллионы – в ямы

28.01.2016 16:04:19

Служба автомобильных дорог в Днепропетровской области и ДП «Днепропетровский облавтодор» – это «дойные коровы», из которых выкачивают миллионы бюджетных гривен.

Хотите узнать, как за полтора месяца прокрутить процедуру по «выводу» из Службы автомобильных дорог (САД) в Днепропетровской области 58,2 млн грн., минуя госказначейский учет?

История началась с того, что 7 ноября 2014 года САД подписала акты выполненных работ, чем признала, что задолжала ПАО «Трест Днепрдорстрой» свыше 58 миллионов гривен.

Предприятие подало в суд с требованием вернуть долг, и уже 26 декабря 2014 года выиграло его.

Суд принял решение на следующий день после того, как областная Госфинсинспекция начала проверку суммы выдвинутого долга.

По официальным данным, все произошло настолько быстро, что в прокуратуре увидели решение суда и вовсе случайно – благодаря мониторингу дел в Госреестре судебных решений, поэтому прокуратура пропустила срок подачи апелляции.

Но по результатам ревизии Госфинсинспекции, выяснилось, что сумма задолженности Службы автомобильных дорог в Днепропетровской области перед ПАО «Трест Днепрдорстрой» завышена на 6,7 млн грн.

Тогда предприятие обращается в суд, и просит суд изменить решение, чтобы Служба автодорог выплатила ему на 6,7 млн грн. меньше утвержденной актами выполненных работ суммы. И 9 декабря 2015 года суд… отказывает.

Кстати, последнее решение приняла судья Яна Сергеевна Золотарева. Человек с такими же фамилией, именем и отчеством был помощником известного народного депутата, бывшего регионала Дмитрия Шпенова (народный депутат, член парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия, его считают «юристом Вилкула»).

Задолженность в 58,2 млн грн., судя по актам выполненных работ, касалась выполнения работ по договорам, заключенным, в том числе, и в 2008 году. А ведь сколько времени с тех пор прошло, и можно ли сейчас провести полноценную проверку работ по договорам от 2008 года?!

Как распределяются деньги 

Дорогами общего пользования – а это дороги государственного значения, а также областные и районные – в Украине заправляет «Укравтодор» (Государственное агентство автомобильных дорог Украины). Дороги внутри населенных пунктов – находятся, в основном, в коммунальной собственности и управляются местной властью.

В каждой области у «Укравтодора» есть представительство – Служба автомобильных дорог (САД). Она следит за состоянием дорог в области и распределяет деньги на их ремонт и содержание.

Например, нужно отремонтировать участок дороги государственного значения, который пролегает по территории Днепропетровщины. Областной САД проводит конкурс (тендер) среди предприятий и нанимает то, которое предложило выполнить работы по самой низкой цене, соблюдая требуемые стандарты.

Ежегодно таким образом распределяют сотни миллионов гривен.

Один из основных поставщиков работ и услуг для Службы автодорог – «Днепропетровский облавтодор», который является частью государственной компании «Автомобильные дороги Украины». Именно это предприятие выигрывает наиболее «жирные» тендеры, где суммы исчисляется десятками, а то и сотнями миллионов.

«Днепропетровский облавтодор», в свою очередь, также проводит тендеры и нанимает в помощь коммерческие структуры.

Несмотря на то, что на дороги выделяют неплохие деньги, результат плачевен.

«Многие годы в дороги «закапываются» деньги без видимого результата. Наша область по темпам дорожных работ и качеству ямочного ремонта находится на 18 месте в Украине.

Считаю это позором для «Днепропетровского облавтодора» и его директора Костюченко», – заявил губернатор Днепропетровщины Валентин Резниченко летом 2015 года.

Тогда же глава региона заявил, что видит преступное нежелание и полную несостоятельность руководства облавтодора заниматься  дорожным хозяйства.

«Сегодня финансирование – не проблема. Деньги – сотни миллионов гривен – на ремонт дорог есть. Но если нет желания работать эффективно, прозрачно и качественно, мы будем принимать жесткие меры», – пообещал Резниченко. 

6 миллионов. Минимум 

Осенью 2015 года Служба автомобильных дорог в Днепропетровской области перечислила ООО «Спецстройконтакт» свыше 19 млн грн.

Причем, в назначении платежа написали «част. безсп. стяг. нак. Госп. суд. Дн. об.». Стало сразу понятно, что речь идет о Хозяйственном суде области, тем более, после назначения платежа указан номер судебного дела.

Выплата вызвала интерес: почему такая громаднейшая сумма  уходит не на дорожные работы, а на исполнение какого-то решения или постановления? Растягивают бюджетные деньги и до того ободранной Службы автодорог в Днепропетровской области?

Как оказалось, 19 млн грн. – это только часть денег, которые САД должна некой ООО «Спецстройконтакт» («Спецбудконтакт») из г. Запорожье.

Полная сумма задолженности – 58,2 млн грн.

Хозяйственный суд постановил выплатить её частной компании на основании актов выполненных работ, подписанных САД.

Так о каких работах речь?

В 2008 году Служба автомобильных дорог в Днепропетровской области заключила договора с ПАО «Трест Днепрдорстрой» на капитальный ремонт участка автодороги М-18 (Харьков-Ялта) «Обход г. Новомосковск», а также договора на реконструкцию  дорог в период 2010-2013 гг.

И вот, акты выполненных работ наша САД подписала только 7 ноября 2014 года, чем признала, что ремонты с 2008-го по 2013-й выполнились на общую сумму свыше 58 млн грн. А сколько воды утекло с 2008 года… Весной 2015 года уже и ямочный «Обхода г. Новомосковска» проводили…

Так вот, с «выбиванием» задолженности решили не тянуть, и через три дня после подписания актов выполненных работ «Трест Днепрдорстрой» подготовил и передал Службе автодорог области требование оплатить долг. Но деньги не выплатили.

Тогда «Трест Днепрдорстрой» «сменил обличие»: передал запорожской ООО «Спецстройконтакт» право требования задолженности, а та, в свою очередь, подала иск в суд. Поэтому деньги стало требовать «Спецстройконтакт», а не ПАО «Трест Днепрдорстрой».

Дело начали рассматривать 15 декабря 2014 года. Через десять дней 58-миллионную сделку взялась проверять Госфининспекция  области. Но, как оказалось, запізно: 26 декабря, на следующий день после начала проверки, судья областного Хозяйственного суда Иван Колесник принял решение взыскать в пользу «Спецстройконтакта» 58,2 млн грн., а также судебный сбор в размере 73 тыс. грн.

Весь процесс, от подписания актов выполненных работ до вынесения решения о выплате 58-ми миллионов, прошел за полтора месяца…

Основную роль в реализации этой сделки сыграли подписи ответственных Службы автомобильных дорог под актами выполненных работ, предоставленных ПАО «Трест Днепрдорстрой» на 58,2 млн грн. Этого хватило для того, чтобы «вывести» деньги, обойдя Казначейскую службу, которая ведет финансовый учет бюджетных денег.

То есть, задолженность не была учтена органами Государственной казначейской службы, так как документы для регистрации и оплаты задолженности в службу не предоставили. Хотя, напомним, позже выяснилось, что по данным областной Госфининспекции, сумма задолженности, все-таки, была завышена на 6,7 млн грн.

Уголовная панорама 

Служба автомобильных дорог в Днепропетровской области и  предприятия, которые с ней работают, являются фигурантами  различных уголовных дел.

24 марта 2014 года началось расследование по признакам присвоения, растраты имущества в особо крупных размерах или завладения им путем злоупотребления служебным положением организованной группой.

Следователи установили, что в течение 2013 года Служба  автомобильных дорог в Днепропетровской области выплатила предприятиям 274 млн грн., из которых вывели в тень 57,2 млн грн. (21%): 44,2 млн грн. – на «программные» предприятия и 12,9 млн  грн. – на «фиктивные» предприятия.

Крупнейшими поставщиками САД в 2013 году, через которые, по данным следствия, часть денег выводилась в тень, были: ПАО «Трест Днепрдорстрой», ДП «Днепропетровский обл автодор» ОАО «ГАК «Автомобильные дороги Украины», ООО «Фирма ИВА», ООО «Приднеп ровье», ООО «Электросети».

Кроме того, следствие установило, что ПАО «Трест Днепрдорстрой» и ДП «Днепропетровский облавтодор» перечисляли деньги на предприятия с признаками фиктивности.

25 июня 2014 года было открыто уголовное дело в отношении должностных лиц «Днепропетровского облавтодора» по тем же признакам преступления, что и дело против Службы автодорог.

По данным следствия, на протяжении 2013-2014 гг. должностные лица облавтодора имели взаимоотношения с рядом предприятий,  которые безосновательно формировали налоговый кредит по НДС, то есть завладевали бюджетными деньгами. Затем эти деньги из «виртуальных» превращали в «бумажные»: их легализировали, направляя на ряд предприятий с признаками фиктивности.

«Днепропетровский облавтодор» привлекал предприятия, которые фактически связаны между собой и фактически находятся по дному адресу.

5 января 2013 года было открыто уголовное дело по факту завладения в течение 2010-2012 годов бюджетными средствами при строительстве автомобильной дороги «Знаменка-Луганск-Изварино» и других объектов, чем Государственному бюджету Украины нанесен материальный ущерб (убытки) в размере 56,4 млн грн., то есть в особо крупных размерах.

Схема распространенная: условно говоря, написали, что выполнили работ на 100 грн., а по факту – 50 грн.

В уголовном деле фигурируют следующие предприятия: ДП «Днепропетровский облавтодор», ПАО «Трест Днепрдорстрой», ООО «ДОР-СТРОЙ», ООО «Юникострой», ПАО «Фирма «Нефтегазстрой», ДФ ГП «Украинский Государственный институт по проектированию объектов дорожного хозяйства  «Днипродипродор», ООО «БМП Планета-Мост», ООО «Спецбудконтакт», ООО «УПТК-2009», ООО «ОТК-Самара». 

Куда уходят деньги? 

Проблема еще и в том, что в работе Службы автомобильных дорог в Днепропетровской области нет прозрачности. То есть, каждый  житель Днепропетровщины, особенно из глубинки, даже имея Интернет, не сможет найти точную информацию о планируемом ремонте дороги государственного или районного значения, чтобы проверить ремонтируется ли дорога близ его села.

Получается, что работы где-то там проводят, а где? Поэтому и деньги уходят куда-то туда, а куда? Но, кажется, мы понимаем.

Директор ДП «Днепропетровский облавтодор» Андрей Костюченко является сыном Сергея Костюченко, который ранее возглавлял Службу автомобильных дорог в Днепропетровской области и был секретарем Днепропетровского горсовета.

Кроме того, у Сергея Костюченко есть брат – Леонид – который когда-то был министром транспорта и народным депутатом Украины.

Братьям Костюченко, как минимум по состоянию на 2013год, принадлежало свыше 45% акций ПАО «Трест Днепрдорстрой», а членам семьи Костюченко принадлежит часть предприятий, которых нанимал ДП «Днепропетровский облавтодор»… 

Антон Филиппов 

3790

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

По теме:

Загрузка...

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.