Об этом на пресс-конференции в МЦ «Днепр Пост» заявила представитель общественной организации «Институт массовой информации» Елена Голуб.
Институт Массовой информации вместе с социологической компанией GFK Ukraine провели исследование «Медиаситуация в южных и восточных регионах Украины» в рамках проекта «Украинская инициатива укрепления общественного доверия» (UCBI– ред.). Его профинансировало Агентством США по международному развитию (USAID – ред.).
Кроме Днепропетровска, мониторинг прошел в Одессе, Запорожье, Харькове, Северодонецке и Краматорске.
Исследователи с 15 сентября по 15 октября проанализировали газеты, телеканалы и сайты. В днепропетровском мониторинге приняли участие:
- телеканалы: «11» и «34»;
- газеты: «Зоря», «Вести Приднепровья», «Днепр Вечерний» и «Горожанин»;
- Интернет-ресурсы: «Gorod.dp.ua», «056.ua» «Dnepr.info» и «Dniprograd.org».
СМИ для анализа выбирались методом опроса респондентов в фокус-группах.
По словам Елены Голуб, в днепропетровских средствах массовой информации заказных материалов больше, чем в местных СМИ других городов, где прошел мониторинг.
– Днепропетровск занял первое место по количеству заказных материалов, которые не обозначены как реклама, – рассказывает Елена Голуб. – Их процент очень высокий. Количество джинсы в прессе – 22%, на телевидение – 17%, в Интернете – 23%. Получается, что четверть материалов – заказные.
Это, прежде всего, связано с предвыборной борьбой, которая развернулась во время исследования на территории Днепропетровска. Количество джинсы посвященной Вилкулу и Филатову было очень высокое и держалось приблизительно на одном уровне. Максим Курячий имел заказных материалов немного меньше, – констатировала эксперт.
Лидером джинсы среди газет стал «Днепр Вечерний». Одна треть проанализированных материалов из этой газеты – заказные. На «34 канале» 30% от сюжетов, которые исследовали – джинса, а на «11 канале» таких нашли только 3%.
Уровень так называемого «паркета» в СМИ Днепропетровска тоже высокий. Речь идет о материалах, которые средства массовой информации публикуют без надлежащей обработки журналиста. Речь идет о пресс-релизах, стенограммах заседаний горсовета, отчетах с пресс-конференций чиновников и т.д.
По словам Елены Голуб, «паркетных» материалов обнаружили больше всего в Интернете – 26%, в прессе таких 17%, на телевидении – 6 %.
Кроме того, исследовали количество русскоязычных, украиноязычных и двуязычных материалов в средствах массовой информации.
– В Днепропетровске сложилась такая ситуация, что телеканалы вещают на украинском языке, но практически вся пресса печатается на русском. Среди украиноязычных газет – только коммунальные издания, но даже они скорее двуязычные, – отметила Елена Голуб.
Результаты исследования выяснили, что днепропетровские журналисты к местным новостям относятся критически, прежде всего они недовольны их качеством.
Многие днепропетровские журналисты пользуются Ukr.net. 40% читают новости на «Dnepr.info», 30% на «056.ua», 15% на «Лица», 10% на «vgorode» и 5% на «zabeba.li», «gorod.dp.ua» и «Громадське. Дніпро».
Четыре днепропетровских канала имеют группы и паблики в социальных сетях. Самые активные у «34 канала». А вот среди газет наибольшей популярностью пользуются страницы в «Facebook» и «ВКонтакте» газеты «Лица».