Три причины любить Одессу и две причины… ее обожать! (ФОТО)

28 квітня 2016 о 14:17 - 2996

Avataradmin


Три причины любить Одессу и две причины… ее обожать! (ФОТО)

31 марта – 2 апреля, Одесса, VI международный фестиваль клоунов и мимов «Комедиада 2016» и все сопутствующие мероприятия и приключения.

Первое апреля в Одессе – день жаркий. Во всех смыслах – и солнце вдруг пригрело как-то совсем по-летнему, и всеобщее веселье, всенародное гулянье в теплой атмосфере тоже добавляет сердечного жара. Тут растает даже самое ледяное сердце и навсегда признается городу у моря в любви. По многим причинам. Потому, что тут всегда хорошо. Потому, что тут забавные и непосредственные люди, которые могут окликнуть «Дама, дама!» и завязать непринужденную беседу просто потому, что им захотелось поболтать. Потому, что тут самые прекрасные театры. А если театры такие прекрасные – то артисты в них вообще золотые.

А еще потому, что тут проводится фестиваль клоунов и мимов «Комедиада». В этом году мероприятие уже было шестым по счету, так что для многих это уже стало традицией и самым главным праздником весны. Тут есть свои завсегдатаи, бессменные члены жюри и тут свершаются свои открытия (может, не в общекультурном смысле, но для украинского зрителя фестиваль уж точно открывает ранее не знакомые имена). И в этом году, кстати, фестиваль даже начал обрастать регалиями и символами признания «взрослого и самостоятельного», солидного и всенародно признанного мероприятия.

Укрпочта, например, к началу Фестиваля выпустила специальную марку, спецпогашение которой прошло в «Доме клоунов» в день открытия «Комедиады – 2016» при полном торжественном параде – в присутствии гостей, участников и всех заинтересованных лиц. Президент Фестиваля Георгий Делиев в честь события был в таком ударе, что хулиганил, как ребенок, а процесс спецпогашения прокомментировал с гордым азартом: «Гусары гасят марки стоя!» и поставил пометку на своем экземпляре марок.

Открытие «Комедиады» вообще и как всегда было полно веселых безумств, но и знаменательных актов. Кругом цветная и пестрая суматоха – такое обилие людей с красными носиками или другими атрибутами клоунской сущности нигде не встретить. И к ним, как магнитом, тянет прохожих всех возрастов. Кому-то интересно, кому-то – смешно, а кому-то и немного волнительно. Так один маленький любознательный прохожий (приобщенный поневоле, так как сам еще совсем крошка и сидит в коляске), попав в толпу клоунов, так разволновался от обилия звуков и бешено мечущихся людей, что пустил слезу. Но история окончилась «хеппи-эндом» – слезы сразу высохли, когда кто-то из красноносой публики заметил плаксу и взял дело в свои руки.

Еще одна удивительная сторона Фестиваля – тут все диковинно и очень быстро может стать с головы на ноги или с ног на голову (смотря, из какого положения на это все смотреть). Так «красной ленточкой», символизирующей старт «Комедиады», стала сухая коряга, которую пилили-разрезали всем миром: сам Георгий Делиев показал свой навык в ловком распиливании бревен, в то время как с обратной стороны коряги за ручку пилы брались клоуны и мимы из всех стран и регионов. И вот коряга хрустнула, пила последний раз жалобно взвыла и «ленточка» развалилась на два сегмента. Выхватив один, Борис Барский, до поры просто внимательно следивший за актом распиливания, скаламбурил, что кусочек ленточки обязательно стоит взять на память тем, кто ее разрезал. Почти сразу вокруг Бориса Владимировича стало пусто: поверили – не поверили, но на всякий случай скрылись с глаз, а то вдруг и правда заставят сберечь эту «ленточку» или, чего похуже, приколоть ее к груди и гордо носить до конца Фестиваля.

Когда с церемониалом было покончено, гости и участники (все эти пестрые, смешные и ряженые) прошествовали по красной ковровой дорожке в зал «Дома клоунов». Первым, гордо сообщая, что он усат, как кот, а кота нужно пускать на счастье первым, шел Борис Барский. Потом – маленький чилиец Балбатарин, черно-белая четверка из знаменитого «Декру», польский дуэт из театра «Nikoli» – пританцовывающей походкой, как будто они на корабле, а на море качка, дальше – израильский клоун, в котором примечательны две вещи – очки и выдающийся живот, Борис Барский, швейцарский клоунский дуэт из двух симпатичных девушек, киевские клоуны «Прима и Фагот», при этом прима – отдельно, а Фагот с фаготом – отдельно, снова Борис Барский… Хитрый, усатый и веселый!

Итак, Фестиваль открыли. Впереди три дня развлечений и радости! Событие это всегда такое особенное, что эти три дня иногда становятся тремя поводами любить не просто День юмора и смеха, но и Одессу вообще.

Каждый день Фестиваля в Доме клоунов идет гала-шоу. Ведущие, как экскурсоводы, ведут зрителя по галереям комичного и смешного. В этот раз ведущих два – олицетворение женственности Яна Делиева и воплощение хулиганства Александр Белогуб.

Эксцентричными и животонадрывательными номерами балуют хэдлайнеры, среди которых уже знакомые Алексей Красных – совершенно неимоверный киевский клоун, который однажды развлекал зрителей и в Днепропетровском государственном цирке. Полны позитива одесская корпорация клоунов «Orange mood», польский клоун Пинечка прямо искрит детской радостью, квартет строгих людей в черно-белых тонах, которые не отличаются многословием – это мимы из «Декру».

Но в этот раз главное блюдо праздника – это не хэдлайнеры (умудренные опытом мастера), а конкурсанты. Все особенные и все чудо какие уморительные. По городам и странам, представленным на конкурсной сцене, становится понятно, как расширилась география Фестиваля.

Вот на сцене появляется босоногий, в цилиндре и тельняшке, французский клоун Гастон Флоп. Его особенность – какое-то волшебно выразительное лицо, в котором, как в калейдоскопе, могут сменяться ужас, светлая грусть, растерянность. Один из его титульных номеров – это драматическая история с шариками, которые клоун хочет проткнуть спицей, чтобы показать фокус, но все не получается. В поисках помощи у зала он дает один шарик одному зрителю, но – хлоп! – тот вырывается из рук и, сдуваясь, улетает куда-то в зрительный ряд. Гастон Флоп снова терпеливо надувает шар и дает его другому зрителю – оглушительный взрыв – и от шарика остались только разноцветные лохмотья. В глазах клоуна на всех языках мира написано: «Господа зрители, ну вы и звери!», а зал совершенно бессовестно хохочет.

Забавный момент и из другого не менее известного номера французского клоуна – из заклинания змей. Невидимую змею Гастон долго зазывает из ее корзины – то дудочкой, то гармошкой, потом и вовсе гудком, а змея все не появляется. Клоун просит зрителя из зала запустить руку в корзину – вдруг так получится разбудить невидимую змею, но вера в эту несуществующую змею так сильна, что случайно вовлеченный зритель боится запускать руку в корзину! А когда змеи, конечно, там не обнаруживается, Гастон так живо начинает искать ее под сидениями зрительного зала и по углам сцены, что особенно впечатлительные дамы в публике начали взвизгивать.

Комик-дуэт «Привет» –это гости из Питера. Номер «Сон» –это история человека, заснувшего в вагоне метро и не уступившего место бабуле. В каком страшном сне она ему явилась! В страшном и страшно смешном!

Комик-дуэт из Швейцарии «IPATOM» –это две девушки и один аккордеон. Сюжет их номера – это просто классика приключений девушек, пустившихся в путешествие. Или, как остроумно подметил Александр Белогуб – конфликт водителя и GPS-навигатора. Впрочем, швейцарскую душу сложно понять с ее неожиданным юмором.

Симбиоз акробатики и комедии – это номер киевлян, дуэта «Hero Brothers». Столько пластики, динамики, силы и виртуозности! У дуэта получилось быть одновременно и красивым, и смешным. Женская половина зрительного зала растаяла, как мороженое в сумке купальщицы из Ланжерона. Вот что делает сочетание атлетического тела и красного клоунского носика!

Маленький человечек, но большой клоун – это гость из Чили, чей сценический псевдоним Balbatarin. Кажется, что у него пластилиновое лицо, а внутри него постоянно взведена какая-то пружинка. Но самое главное его оружие – это аплодисментометр, с помощью которого Балбатарин быстро и ловко манипулирует зрителями. Аплодисментометр – это такой эмперический и абстрактный прибор, который легко сооружается из двух рук, сложенных у груди также, как первоклассников учат складывать руки на парту. С первым же хлопком из зрительного зала одна рука превращается в своеобразную стрелку, которая, подрагивая, начинает двигаться к вертикальному вектору – успеху, или опадает в горизонталь, символизируя провал. Никто не хочет сдаваться и Балбатарину нахлопали столько, что условная стрелка рисковала и вовсе выскочить за пределы условной шкалы. И, бронзовый Дюк тому свидетель – чилиец заслужил даже большего!

Так, например, номер с боксером, полный падений и ударов по воздуху – маленькая спортивная сага, от которой в зале Дома клоунов хохотали так, что крыша ходуном ходила.

А вообще хороши были все – и мистер J из Израиля, и занятная парочка «F-Torpedos» из Киева, клоун-мим-театр «Моль» из Мариуполя, чье незабвенное «Играй, на!» потом долго повторяли все гости и зрители.

А что было потом? Потом наступило первое апреля! «Парад клоунов», шествующих по Одессе – это еще то зрелище: яркие лоскуты одежды, носики, музыкальные инструменты, способные издавать самые неожиданные звуки. А навстречу как всегда то прохожий с белой спиной, то у какой-то дамы молоко убежало и нужно бежать, догонять.

Юморина, кстати, в этом году имела почти полностью лицо «Комедиады». И приятно с одной стороны, а с другой, конечно, хотелось бы порадоваться, как раньше. Этот факт занятно прокомментировал один уважаемый седоволосый горожанин, который гулял по Приморскому бульвару и, встретив на своему пути клоунское шествие, сначала засмотрелся, а потом сказал:

– А вот раньше гуляли так, что потом с милицией разгонять нужно было…

И загадочно улыбнулся.

Чуть в стороне от Потемкинской лестницы была сооружена сцена, где, по окончанию шествия, выступили (а заодно получили свои заслуженные призы) конкурсанты Фестиваля, подурачились хэдлайнеры. Смешно было наблюдать не только за тем, что происходило на сцене, но и за тем, что происходило вокруг.

Например, после своего номера из закулисья на свободу вырвался грустный клоун Гастон Флоп (на Фестивале, кстати, ему вручили спецприз от Одесской мэрии). Там, на сцене, в своей тельняшке, кургузом пиджачке и цилиндре – он грустный французский клоун, а тут, в толпе, тем более без цилиндра – обычный такой одесский клошар, к которому тут же доверительно подсела такая же «утомленная солнцем», однако совсем не француженка, и начала доверительно что-то рассказывать. Гастон кивал, в глазу была грусть и надпись жирным курсивом «Я ничего не понимаю!». Но идилличности образа он не разрушил.

А потом – снова концерты, и по-летнему жаркая Одесса, и много-много других фестивальных мероприятий – акция «Клоун-доктор», клоунские лаборатории, концерты, подписание меморандума о сотрудничестве Фестиваля и фестиваля клоунов Бразилии, который состоится в Рио-де-Жанейро в 2017 году, и многое-многое другое.

И если есть три причины любить Одессу, то есть и две причины ее просто… яростно… обожать. Это теплая, уютная, всеобъединяющая магия этого места, которая заставляет говорить на одном языке и Чили, и Израиль, и Швейцарию, и Россию, и Украину. 

И вторая причина – это душа города, которая веселит самым искренним юмором. Впрочем, любить Одессу за юмор – это как любить ее за то, что она есть. Вот на этом и сторгуемся!

Призы и награды Комедиады-2016

Гран-приКомик-дуэт «HeroBrothers», Киев

«Смехач высшей категории» – приз за лучшее актерское мастерство – Клоун Балтабарин, Чили

«Трюкач высшей категории» – приз за лучший трюк – Комик-дуэт «Прима и фагот», Киев

«Дуркач высшей категории» – приз за лучший сценарий и режиссуру  – комик-дуэт «Привет», Санкт-Петербург, Россия

«Симпач высшей категории» – приз зрительских симпатий – Мим-театр «Моль», Мариуполь

Специальные призеры Комедиады-2016:

Спецприз от Одесской мэрии достался уличному клоуну Гастону Флопу из Франции.

Днепропетровский дуэт Non-stop получили спецприз от австрийца Конни Порода, Президента Артистического агенства International ARTIST management.

Киевский дуэт Time out (Владимир Крюков и Сергей Ханов) награждала специальным призом продюсер, антрепренёр, режиссёр, арт-директор театра «Саломе» Вита Барт (Берлин).

За уже четвёртое появление на «Комедиаде» награждён специальным призом от Дома клоунов польский клоун Пинечка — похвальная верность!

Израильскому клоуну Мистеру J. достался спецприз от президента фестиваля Георгия Делиева.

Генеральный директор, художественный руководитель Гомельского Государственного цирка, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь Яков Лобович вручил спецприз самым молодым участникам, киевскому дуэту F-Torpedos.

Председатель жюри Владимир Крюков отдал спецприз мим-дуэту «Мимеографы» (Киев).

Две девушки из Швейцарии, дуэт IPATOM, получили свой спецприз из рук заслуженного работника культуры Украины Николая Кобзова.

Бразильский партнёр «Комедиады» Джеферсон Александер вручил специальный приз пылкой одесской клоунессе Силе (Сильветта Атаулина), порвавшей своим страстным фламенко и аудиторию, и, кажется, подошвы степовок…

Киевскому дуэту «КоМиБРИЗ», непревзойдённым жонглёрам, вручал спецприз французский член жюри Александр Погребняк.

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: