Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Потребитель


Информативный долг по газу

13.07.2016 16:36:45

Долги по газу у нас – информационные. Требовать с нас их оплаты законного основания у газовщиков нет. Так зачем нас нервировать лишний раз?

Многие горожане (те, которые не имеют счетчиков) получают сейчас странные уведомления. В левом нижнем углу написано:

«Інформативно: загальна сума перерахунку через різницю нормспоживання– … грн.».

Ниже, очень мелким шрифтом:

«1.Цейрахунок необхідно сплатити в 10­-денний термін після його отримання. 2. У разі порушення терміну сплати, газопостачання може бути припинено».

На обратной стороне – разъяснение. Последний абзац:

«…Просимозвернути увагу, що перерахунок за спожитий газ у період з 06.05. 2015р.по31.01. 2016р.відображено виключно інформативно, так як процедура стягнення коштів за перераховані об’єми спожитого газу відсутня».

Уверена, большинство граждан ничего из написанного не поняли. Зачем нас информируют о наличии долга, когда нет процедуры его взыскания? Надо нам оплачивать этот долг или нет? Давайте попробуем разобраться.

Постановлением Кабинета министров Украины (далее – ПКМУ) № 237 от 29 апреля 2015г., нормы потребления газа для населения были уменьшены: если у Вас только газовая плита, норма уменьшена с 6 до 3 м3 на 1 человека в месяц, т.е. в два раза! Для потребителей, у которых установлена плита газовая и водонагреватель, вместо 18 м3 установлена норма 9 м3 в месяц. И так далее. Вот против этого Постановления и выступили газовщики.

На встрече жителей Самарского района с директором ТОВ «Дніпропетровськгаз Збут» (17 марта 2016 г.), директор Татьяна Соболь заявила, что нам придется вернуть деньги за заниженную норму потребления газа, в связи с решением суда, который отменил ПКМУ № 237 от 29 апреля 2015 г., т.е. через 9 месяцев действия этого постановления.

Директор ТОВ «Дніпропетровськгаз Збут» Татьяна Соболь, выступая как должностное лицо, официально заявила: суды первой и апелляционной инстанций признали незаконным и недействительным ПКМУ №237, которым нормы потребления газа для потребителей без счетчиков были сокращены. В связи с этим жителям, не имеющим приборов учета, придется доплатить за газ, потребленный с апреля 2015 года. Аналогичное сообщение появилось на сайте ТОВ «Дніпропетровськгаз Збут» (с тем отличием, что жители должны оплатить эту задолженность до конца года).

Итак, решение суда № К/800/49436/15 вступило в силу 28 января 2016 года – сразу же после открытого судебного заседания – и обжалованию не подлежит. Высший админсуд признал ПКМУ №237 незаконным со дня его принятия и отменил его. Поэтому использование установленных этим постановлением норм является нарушением закона. Поставщики газа будут вынуждены за весь период действия признанного судом незаконным ПКМУ сделать перерасчет объемов использованного газа потребителями, не имеющих приборов учета газа.

Постановление действовало с мая 2015 года по январь 2016 года – в общей сложности 9 месяцев. Для тех, у кого в квартире установлена только газовая плита, доплатить требуют: 3 м3 х 7,188 грн. х 9 месяцев = 194,08 грн. на 1 человека. Если в квартире прописано 3 человека, то платить надо уже 388,15 грн. У тех, кто имеет еще газовую колонку, сумма доплаты составит: 9 м3 х 7,188 грн. х 9 месяцев = 582,22 грн. на 1 человека, на двоих – 1.164,46 грн.; на троих – 1.746,68 грн.

Суммы довольно значительны, и в том сложном финансовом положении, в котором сейчас мы находимся, большинство жителей заплатить не смогут.

Судов на эту тему было великое множество. Приведу только одно Постановление – Киевского окружного административного суда № 826/16447/15 от 21.09.2015 г.

Неизвестные нам Особы № 1 и № 2 обратились в суд про незаконность и отмену ПКМУ № 237. Свои исковые требования эти две особы обосновывали тем, что: они являются добросовестными потребителями и своевременно оплачивают потребленный газ. Они пользуются газовой плитой, водонагревателем и колонкой. По их подсчетам, установленные у них приборы учета газа показывают объем потребленного газа значительно больше, чем установленная ПКМУ №237 норма потребления газа. Они считают, что потребители, не имеющие счетчиков, независимо от фактически потребленного газа, платят меньше, чем они. По их мнению, те абоненты, которые установили счетчики, своими средствами компенсируют расход газа тех абонентов, у которых счетчики не установлены.

Между тем, любой нормальный и здравомыслящий человек, выявив такую аномалию, прежде чем бежать в суд, вначале задумается и проверит свои платежки за прошлые годы. Как такое возможно, что при одном и том же потреблении газа, на одних и тех же приборах, они стали потреблять газа значительно больше? Почему, отапливая свой дом, площадь которого не изменилась, одним и тем же обогревателем несколькими годами ранее, расход газа был значительно меньше, а сейчас – заметно увеличился? Почему вода в чайнике раньше закипала за 10 минут, а теперь за 20? Что происходит с газом? Скорее всего, изменилась его теплотворная способность, т.е. газ поставляют нам не того качества. Так подумает любой нормальный человек, прежде чем побежит в суд.

В нашем случае, причину выяснять никто не стал, зависть замучила, почему кто­то платит меньше, чем они. В суде тоже причину повышенного потребления газа выяснять не стали. Более того, даже не вспоминали о ней. Тем более, заинтересованных лиц в суд не приглашали.

Итак, две неизвестные нам особы посчитали, что норма потребления газа занижена и что Правительство специально дает привилегии потребителям газа без счетчиков (они лишь частично оплачивают фактически потребленный газ), поставив тем самым в неравные условия тех, кто эти счетчики имеет. Такое положение, на их взгляд, существенно нарушает основные положения Конституции и законов Украины относительно гарантирования равных прав граждан. Истцы потребовали ни много ни мало, как отменить ПКМУ № 237. Действуем по принципу: мне плохо, пусть и остальным будет плохо.

Третий фигурант этого дела – Кабинет министров Украины – не заявляет самостоятельных требований на предмет спора, на заседание его представители не явились, однако передали свое «заперечення». Скажу откровенно, «заперечення» слабое. По всей вероятности, правительство не очень заинтересовано было выиграть это дело.

Третья особа, участвовавшая в этом деле – Общественная организация «Ассоциация газового рынка Украины». Ассоциация создана 8 июля 2015 г., информации о ней очень мало. Но достаточно посмотреть ее цели и задачи, чтобы понять: это – представители предприятий газового комплекса, следовательно, на стороне потребителей они никогда не будут.

Так вот, эта Ассоциация также считает, что нормы потреб­ления газа уменьшать было нельзя.

Другого от них и ожидать было нечего. Однако, эта самая Ассоциация делает важное для нас заявление – Постановление КМУ является регуляторным актом правительства Украины. Запомните это, нам очень пригодится это заявление.

Далее Ассоциация приводит факты нарушения процедуры принятия Постановления КМУ. А так как представители ответчика в лице Кабинета министров в суд не явились, возразить им было некому.

Суд принимает решение, направленное против миллионов потребителей, без участия их представителя в лице различных обществ по защите прав потребителей. Суд подтверждает, что ПКМУ № 237 является нормативно­правовым актом Кабинета министров (это очень важно для нас).

Решение суда – иск удовлетворить полностью, признать ПКМУ «Про внесение изменений в нормы потребления природного газа населением при отсутствии газовых счетчиков» от 29 мая 2015г. № 237 незаконным. 

Чем обернулась для миллионов украинцев гражданская позиция неизвестных особ № 1 и № 2? Теперь этих неустановленных лиц поминают «незлым тихим словом» пострадавшие граждане без счетчиков.

Интересно, если бы в суд обратились граждане по поводу нарушения их прав и свобод в связи с безудержным ростом тарифов (рост коммунальных тарифов не должен превышать рост доходов населения – ст. 30 Закона Украины «Про жилищно­коммунальные услуги»)? Если бы пенсионеры, инвалиды и безработные граждане обратились в суд с требованием отменить незаконный тариф на газ, электроэнергию, отопление и воду в связи с тем, что неподъемные тарифы нарушают их основные конститу­ционные права и свободы:

Конституцию Украины, статью 24 – граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Равные права и свободы у всех граждан – у пенсионеров и инвалидов, в том числе, у многодетных семей и у неполных семей (где отсутствует один из родителей). Не должно быть привилегий или ограничений по социальному происхождению, по месту проживания и по имущественному состоянию. Статья 46 – пенсии и социальные выплаты, которые являются основными источниками существования, должны обеспечить уровень жизни, не ниже прожиточного минимума, установленного законом. Статья 48 – каждый имеет право на достаточный уровень жизни для себя и своей семьи, который включает достаточное питание, одежду и жилье.

Как вы думаете, суд удовлетворил бы их требования? Если предположить невероятное – суд принимает такой иск и на основании Конституции Украины и ст. 30 закона Украины «Про жилищно­коммунальные услуги» признает требования граждан законными, как Вы думаете, тарифы отменят?

А такое требование очень даже аргументировано. С 2013г. тариф на электроэнергию возрос на 50,84 % (63,2 % при потреблении 150­800 кВт•час электроэнергии в месяц); тариф на газ возрос на 89,5 %; на воду – на 44%; на отопление – до 50%.

А доходы граждан за этот же период возросли: минимальная заработная плата – на 16%; средняя заработная плата – на 26%; прожиточный минимум – на 15,94%; средняя пенсия – на 13,46%.

Налицо явное нарушение Конституции и законов Украины, однако никто по этому поводу не беспокоится. 

А теперь давайте разберемся, насколько законны требования газовщиков взыскать с нас задним числом деньги, приписывая нам долги, за которые мы никакой ответственности не несем.

Я не буду сейчас поднимать вопрос, какой должны быть норма потребления газа, это очень сложный и объемный воп­рос. Я думаю, что качеством газа все­таки должны заняться компетентные органы. Сейчас вопрос не в этом.

Мы, как законопослушные граждане, осуществляли оплату за газ в соответствии с утвержденными ПКМУ №237 нормами. Нормы утвердило правительство. Мы не можем нести ответственность за действия правительства.

В решении окружного административного суда г. Киева № 826/16447/15 от 29.09.2015 года – кто выступает ответчиком? Кабинет министров Украины. Не мы, жители Украины, а центральный орган государственной власти.

Обратимся к Гражданскому кодексу Украины. Статья 4 – Постановления Кабинета министров являются актами гражданского законодательства. Статья 5 – акт гражданского законодательства не имеет обратного действия, кроме тех случаев, когда он смягчает или отменяет гражданскую ответст­венность особы. Если гражданские отношения возникли ранее и регулировались актом гражданского законодательства, который отменен, новый акт применяется с того момента, когда он утвержден.

Статья 21 «Признание незаконным правового акта органа государственной власти»: суд может признать незаконным такой акт, если он противоречит актам гражданского законодательства и нарушает гражданские права или интересы.

Статья 22: особа, которой нанесен ущерб в результате нарушения ее гражданского права, имеет право на возмещение ущерба.

Статья 1175: возмущение убытка, причиненного органом государственной власти физическому или юридическому лицу в результате принятия нормативно­правового акта, который был признан незаконным, возмещает Государство.

Иными словами, если суд признал Постановление Кабинета министров незаконным, то ответственность за это несет Кабинет министров, но никак не потребитель. Поэтому и долги по газу у нас – информационные. Требовать с нас их оплаты законного основания у газовщиков нет. Так зачем нас нервировать лишний раз?

Ирина Дейнеко

3461

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.