Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Экономика


Эх, дороги…

23.09.2016 17:05:53

В отличие от Украины, при постройке автодорог в Польше выбирается несколько подрядчиков на те или иные участки, а всего – около 200 подрядных частных организаций.

У России две беды – дураки и дороги.

Император Николай I

Впрочем, проблема дорог коснулась не только Российской империи. Она плавно перешла в наследство Советскому Союзу, а затем и многим постсоветским государст­вам. Несколько иначе обстоят дела в Европе. Ну, о дураках рассуждать не будем, но уж дороги там точно лучше. Вот о европейских дорогах, на примере нашей соседки Польши, мы и поговорим.

Начнем с того, что они четко делятся по классности. Есть автострады, скоростные дороги, главные дороги основного направления, главные дороги, а также местные дороги. Соответственно, автострады соединяют крупные регионы страны, а затем плавно соединяются с европейской системой автодорог. По иронии исторических судеб, современные польские автобаны составляют одно целое с автобанами немецкими, построенными еще по нацистским экономическим программам. Классом ниже дороги, относящиеся к компетенции воеводств. Еще ниже по рангу – муниципальные автодороги.

Как относятся к планированию и строительству автострад, дает представление проект постройки окружной автомагистрали вокруг Вроцлава. Поражает долговременность разработки, поэтапность и, соответственно, добротность проекта. Автострада – всего­-навсего 35,4 км. Но решение о строительстве принимается в 2003 г. В 2005 г. начинается процесс выкупа земельных участков у землевладельцев. При том, что окончательный проект принимается только через год. А сдача, согласно плана, только в 2010­-м. Естественно, что подобная основательность позволяет вести строительство «по уму», качественно и без трений между государством и собст­венниками земли.

Для сравнения: у нас решение о строительстве новой окружной дороги в Киеве принималось намного быст­рее, без какой­либо этапности, и это при том, что ее протяженность – 234 км, а процесс урегулирования земельных отношений у нас в Украине гораздо запутанней и зачастую приводит к произволу властей.

Об экономической и технической стороне вопроса тоже стоит поговорить отдельно. В строительство дорог, как долгосрочное инвестирование, вкладываются как огромные бюджетные средства, так и средства ЕС и частного зарубежного инвест­ора. Так, только после вступления Польши в Европейский Союз на строительство дорог наша соседка получает около 70 миллиардов долларов.

По словам Магдалены Яворской, представителя генеральной дирекции дорог и автострад Польши, за деньги ЕС было построено 2,5 тысячи километров дорог. Причем в начале, видимо «пристреливаясь», прокладывали только небольшие участки. А затем, уже с 2008­-2009 годов начали строить действительно масштабную сеть дорог и автомагистрали. На период с 2010-­2016 гг. запланировано финансирование в размере 11 миллиардов евро. За год в Польше вводится в эксплуатацию около 700 километров скоростных дорог.

В отличие от нашей страны, при постройке автодорог выбирается несколько подрядчиков на те или иные участки. Всего существует около 200 подрядных частных организаций, занимающихся дорожным строительством.

За качеством производимых работ следят государственные органы. И не только. Замеры качества проводят и европейские инспекторы, примерно каждые полгода. При этом если есть нарушение технологического процесса, то подрядчик отстраняется, а на этот учас­ток дороги проводится новый тендер. Для фирм­подрядчиков существует определенный стандарт и гарантия на 10 или 15 лет. Если в течение этого срока на дороге по­явились выбоины или ямы, то фирма должна провести ремонтные работы за свой счет. Иначе открывается уголовное дело.

Если компания­-застройщик вышла за смету, то покрывать расходы она будет за счет собственных средств. Тем самым, если и не исключается полностью, то минимизируется коррупционная составляющая и повышается ответственность исполнителей, в частности и потому, что ликвидируется монополизация отрасли.

Подкупает и степень прозрачности для общества всего того, что связано с польскими дорогами. Например, есть сайт с картой автодорог, был создан специальный электронный ресурс, где можно было ознакомиться с программой строительства автодорог к Евро-­2012. Существует официальный сайт Генеральной Дирекции Дорог крайовых и автострад Польши, а для быстрого получения текущей информации существует карта видеонаблюдения за состоянием на автодорогах Польши.

Объемы финансирования напрямую соотносятся с качеством. Если в 2004 г. один километр дороги стоил около 3 миллионов евро, то уже через десять лет – около 10 миллионов евро. Каждая дорога строится по определенному технологическому протоколу. Нижний слой состоит из свое­образной песочной подушки. Следующий слой – камень, третий – битум. Окончательно – слой асфальта в 5 сантиметров.

Но польская дорога – это не только покрытие. Проводится канализация и водоотводы, строятся мосты и эстакады. Ситуация на дорогах отслеживается в онлайн режиме: все они насыщены видеокамерами и стационарными телефонами, с которых поступает информация об авариях, пробках, качестве дорожного покрытия и тому подобных вещах. Ведь, в принципе, качество дороги – это в первую очередь безопасность водителей и пассажиров.

Вообще, мы можем долго говорить о технологиях, сметах и других скучных статистических материях. Но никто не отменял личные впечатления. Так вот, украинские дороги ужасают. Польские заставляют задуматься. Ведь и Украина, и Польша – это страны­-соседи. Мы прошли во многом сходный экономический и политический путь. Но дороги показывают ра­зительное отличие. Отличие между Европой и азиатчиной.

 Сергей Шкурко,

путешественник автостопом

2553

Всё по теме: Европеец
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.
comments powered by Disqus

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.