Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Здоровье


Здравоохранению выписали рецепт

04.11.2016 15:38:07

В Днепре к инициативам Минздрава относятся либо сдержанно, либо никак, из­-за недостаточной пока информированности. С чего же именно будут начинать и что может измениться уже со следующего года?

28 октября заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк побывал в Днепре, он представил планы по реформированию системы здравоохранения в Украине.

«В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно», – эта «сладкая» 49 статья  Конституции Украины на деле набор слов, не имеющий практически ничего общего с реальностью.

О качестве здравоохранения в Украине известно всем. Как удачно подмечено в отчете Всемирного банка в Украине за апрель 2015 года: страна столкнулась с кризисом здравоохранения, отрасль не функционирует должным образом.

Выход, по мнению международной организации, в создании системы здравоохранения, чувствительной к клиентам, прозрачной, эффективной, справедливой, с уклоном на профилактику заболеваний.

На тормозе

В 2014 году, после подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС, Украина обязалась реформировать систему здравоохранения, приближая ее к европейским стандартам.

За два года преобразований в системе здравоохранения так и не произошло. Ею пыталось заняться правительство Арсения Яценюка. Кабмин предлагал такую модель: государство обеспечивает минимальный гарантированный уровень здравоохранения за свой счет, все, что выше, – за счет государственной страховки; лечебным учреждениям – автономию.

Реформаторский законопроект об автономизации медучреждений – так и не попал на рассмотрение Верховной Раде. Его «блокировал» парламентский Комитет по вопросам здравоохранения.

14 апреля 2016 года ВР отправила правительство Яценюка в отставку. Через неделю народные депутаты приняли за основу переделанный законопроект Яценюка об автономизации больниц и признали работу Минздрава под руководством Александра Квиташвили неудовлетворительной. Верховная Рада рекомендовала новому правительству под руководством Владимира Гройсмана неотложно утвердить Концепцию и Стратегию реформирования системы здравоохранения, а также план первоочередных шагов реформы.

При Гройсмане Минздрав более трех месяцев вообще был обезглавлен. Лишь 1 августа на должность и.о. министра назначили Ульяну Суп­рун.

То есть, около двух лет с момента подписания Соглашения об Ассоциации, в Украине не предпринимали практически никаких мер по улучшению системы здравоохранения.

«Сегодня перед новым руководством Минздрава стоит задача как можно быстрее подготовить специальное заседание Правительства, на котором должна быть представлена целостная стратегия комплексного реформирования системы здравоохранения. Должен быть разработан четкий график мероприятий, связанных и с развитием первичной медицинской помощи, формированием госпитальных округов, созданием новой системы финансирования отрасли и принципов деятельности учреждений Минздрава», – отметил Павел Розенко.

Новое руководство еще не презентовало реформу системы здравоохранения, но уже сегодня ведутся консультации с экспертами отрасли по нововведениям.

Деньги за пациентом

С 2017 года в Украине введут страховую модель медицины. Учреждения, предоставляющих первичную медицинскую помощь, начнут финансировать по принципу «деньги – за пациентом». Напомню, разделение медучреждений по видам медицинской помощи в Днепропетровской области прошло еще в 2012 году. В учреждениях первичной медпомощи сидят семейные врачи, задача которых диагностировать и лечить распространенные заболевания. Более сложных пациентов они должны отправлять к «узким» специалистам: в учреждения вторичной медпомощи или в высокоспециализированные учреждения третичного уровня.

Так вот со следующего года медучреждения первичного уровня начнут финансировать по принципу «деньги – за пациентом».

Как это будет выглядеть? Гражданин выбрал себе семейного врача, эдакого консультанта в мире здравоохранения. Можно будет выбирать без привязки к месту регистрации или месту жительства.

С момента заключения договора гражданин застрахован: у него есть право получения базовых медицинских услуг.

Главная задача семейного врача, как это видят в Министерстве здравоохранения, не дать пациенту заболеть. Но если это произошло, семейный врач должен стать его главным помощником и либо вылечить, если это в его силах, либо направить в систему здравоохранения, координируя лечение.

Перечень обязанностей семейного врача будет добавлен к договору. Деньги за гражданина будет платить специально созданное Агентство «Национальная служба здоровья». Никаких дополнительных платежей за заключение договора с семейным врачом нам платить не придется.

«Куда пациент пошел – туда за ним из Национальной службы здоровья пошли средства. Мы отходим от системы, когда деньги распределяются административно: сидит чиновник и решает, сколько какой больнице выделить. По новой системе будет так: пациент пришел к врачу – автоматически деньги перечислили медучреждению», – заявил заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк 28 октября в Днепре.

Агентство «Национальная служба здоровья» будет заключать контракты с медицинскими учреждениями и частными практиками, контролировать качество предоставляемых услуг, собирать и анализировать данные.

Доход семейного врача будет напрямую зависеть от количества сделок, заключенных с пациентами, но не более двух тысяч. Агентство на основании этих данных обес­печивает оплату врачу за каждого пациента. В среднем – 210 грн. за одного человека в год.

Так что доход семейного врача будет зависеть от результатов его работы.

На сегодняшний день у семейных врачей в Днепре фиксированная зарплата.

По словам сотрудницы одного из Центров первичной медико­санитарной помощи, семейному врачу в Днепре начисляют почти четыре тысячи гривен: оклад 2.334 грн., 500 грн. – за семейную медицину и надбавка города – 50% от оклада, 1.150 грн. Кроме того, учитывают стаж и участковость.

Из заведений – в предприятия

С другой стороны грядет превращение государственных и коммунальных заведений (учреждений) здравоохранения в государственные и коммунальные предприятия здравоохранения. Вместе с этим у них появится больше управленческой самостоятельности (автономизация), в том числе хозяйственной и финансовой.

Законопроект об автономизации медучреждений пока не утвержден, но документ принят Верховной Радой «за основу», а значит, в него еще могут внести изменения.

Из того, что известно на сегодняшний день: хотят предоставить право медучреждениям иметь свое имущество, печати и счета в банках, дать право самостоятельно утверждать структуру сотрудников и их оклады, назначение руководства – по результатам конкурса, не обязаны будут возвращать в бюджет неиспользованные деньги.

«Это первый закон, который позволит нам перейти от финансирования койко­дня до финансирования услуги. Он является ключевым», – объясняет народный депутат, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец.

Параллельным «флангом» продвигается министр здравоохранения Ульяна Суп­рун. Она уже отменила Приказ № 33 «О штатных нормативах и типовых штатах медицинских заведений здравоохранения».

«С этого момента больница и местное управление здравоохранения будут нанимать необходимых специалистов в соответствии с потребностями громады, а не «киевских» нормативов. Это только первый шаг. Минздрав не должен указывать, как организовывать работу учреждения. Нас интересует результат – пациенты должныпоправляться. Распоряжаться средствами, организовывать работу больницы надо исходя из конкретных потребностей района или города. Да, это повышает ответственность каждого главного врача или медицинского департамента, но мы убеждены, что медицинское руководство в городах, районах, областях справится с этой задачей, и выигрывает в конечном итоге пациент», – говорит новый министр здравоохранения.

Но те медработники, с которыми удалось поговорить в Днепре, об этом Приказе либо не знают, либо отказываются разговаривать.

«Я не уполномочена комментировать Приказ Министерства здравоохранения», – сказала заместитель директора одного из Центров первичной медико­санитарной помощи в г. Днепр.

Что в Днепре

Пообщаться с руководством Центров первичного медико­санитарной помощи или чиновниками здравоохранения в Днепре на тему реформы не удалось. Одни были на курсах, а другие ответили, что не уполномочены что­либо комментировать или нет желания.

После анонимного общения с некоторыми представителями системы здравоохранения на местах, сложилось впечатление, что они просто не проинформированы и не понимают, какие именно изменения грядут в Украине, поэтому и комментировать им пока нечего.

Один из сотрудников Днепропетровской медакадемии вообще заявил, что все заявления о реформе системы здравоохранения – не больше, чем просто заявления, украшенные разве что модными словами. Но, признает, что менять систему надо.

Первые шаги в введении страховой медицины в Днепропетровской области, о чем шла речь выше, будут зависеть и от активности местных властей. Минздрав предоставит дорожную карту и четкий перечень требований, которые необходимо выполнить для того, чтобы Агентство начало заключать контракты с практиками первичной медицины.

В тех регионах, которые выполнят эти условия первыми, люди почувствуют разницу быстрее других.

Тем временем, Днепровский горсовет пытается менять здравоохранение по­своему: в сентябре 2016 года приняли программу «Здоровье населения города Днепропетровска» на 2016­2020 гг в новой редакции. Одна из основных ее задач – перевод работы местной системы здравоохранения в электронный вид.

Программа предусматривает обучение и обмен опытом, соцзащиту медработников (медицинская страховка для сотрудников первички, премирование, бесплатный проезд для участковых врачей, связь), создание электронного реестра пациентов, электронный учет рецептов, создание «Электронного кабинета пациента», создание интернет­портала для пациентов, внедрение безбумажного документооборота в медзаведениях, предоставление услуг «телемедицины», обеспечение компьютерной техникой, внедрение электронной системы оценки качества предоставляемых услуг, а также обеспечение профилактики и вакцинации.

Принятие программы, конечно, не означает ее выполнение и выделение на ее реализацию денег. Равно, как и заявления о намерениях реформировать систему здравоохранения не означают внедрения ее на деле.

Аналитики Информационной кампании «Strongertogether!» отмечают, что реформа финансирования и тема автономизации медицинских учреждений – лишь вершина айсберга, но если, наконец, заработает хотя бы одна из этих инициатив, то можно будет приступать и к более глубоким преобразованиям.

Антон Филиппов

402

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.
comments powered by Disqus

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.