Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Общество


Яника Мерило о едином билете на городской транспорт: «Это – удобно»

08.12.2016 12:19:40

С помощью пластиковой электронной карточки можно заплатить за проезд в любом виде городского транспорта: метро, автобусе, троллейбусе, маршрутке или трамвае.

17 ноября депутаты Верховной Рады Украины проголосовали в первом чтении за законопроект об электронном билете – №4121  «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте».

Это значит, что вскоре украинцы смогут оплатить проезд в общественном транспорте с помощью пластиковой карточки. Заммэра Днепра и советник министра инфраструктуры Яника Мерило – один из инициаторов нововведения.

Она рассказала корреспонденту «Лиц» о грядущем внедрении единого билета в Днепре, новшествах, которые ожидают горожан, и прокомментировала ситуацию вокруг увольнения иностранцев с госслужбы в Украине.

 Наш разговор прошел в рабочем кабинете Яники, маленьком и скромном. Рабочий стол, шкаф, несколько стульев и доска – лаконично и без излишеств.

– Что такое электронный билет?

Яника Мерило разложила передо мной несколько пластиковых карточек.

– Это – возможность с помощью пластиковой электронной карточки заплатить за проезд в любом виде городского транспорта: метро, автобусе, троллейбусе, маршрутке или трамвае. В карточку встроен бесконтактный чип. Входя в транспорт, нужно приложить её к специальному оборудованию, чтобы снять плату за проезд или получить льготный проезд.

Видите, такой билет во Львове уже пилотировали. А вот макет нашего – днепровского, – Яника Мерило указывает на пластиковую карточку, украшенную Петриковской росписью. – А это – таллиннская. По внешнему виду, я бы сказала, совсем не такая крутая.

– Наша красивее?

– Конечно же. Но и более функциональная. На карточке будет указано имя ее собственника, его фотография и льготная категория, если горожанин ее имеет: участник АТО, пенсионер, ветеран ВОВ, чернобылец и т.д. Таким образом, она заменит в будущем в общественном транспорте специальное удостоверение.

Также планируем внести состыковку с МобилИД и БанкИД для получения электронных услуг. Кроме того, сейчас обсуждаем вопрос о внесении в карточку электронной цифровой подписи собственника. Если этот комплекс реализуем – будет круто. Ведь тогда любую услугу можно получить онлайн, например, записаться по Интернету в поликлинику или получить справку без визита к чиновникам.

Также на карточке будет QR-код. С помощью него жители Днепра смогут получать, например, скидки в присоединившихся к программе лояльности супермаркетах или покупать лекарства в аптеках дешевле. Надеемся, что электронный билет будет в будущем включать не только услуги городского транспорта Днепра, но и «Укрзалізниці».

– На Вашей карточке написано: «Картка мешканця Дніпра». То есть электронный билет – одна из привилегий для ее владельца?

– Да. Это одна из удобных услуг для жителя. Чтобы воспользоваться ею в транспорте, нужно для начала загрузить деньги на поездки. Сделать это можно во время приобретения карточки и с помощью банкомата. Финансы, которые гражданин положит за проезд, автоматически перечислятся на счет горсовета. Или же, если житель имеет право на бесплатный проезд, то и это автоматически считывается с карточки.

– Горожане будут платить за одну поездку или количество остановок, которые они проехали?

– Честный ответ – еще не разработали до конца эти принципы. Законопроект №4121 этот вопрос не регулирует, но дает возможность городам самим принимать решение. Электронный билет – часть транспортной реформы. Нам нужно определиться, как сделать для граждан удобные пересадки и компенсировать частным предприятиям проезд льготников. При этом – реальный проезд реальных льготников. Только после этого мы сможем говорить о ценообразовании.

Возможно, будет честнее, если граждане будут платить не за количество поездок, а за время проезда. Ведь иногда людям приходится ездить с трема пересадками, а городская транспортная система не совсем оптимально построена, и это не вина жителя, что надо пересесть три раза. Таким образом, возможно, электронный билет поможет и сэкономить.

– Как оформлять карточку? Наверное, горожанам за ее приобретение придется заплатить?

– Хороший вопрос. Могу сказать, что карточку гарантированно получат пенсионеры, которых в Днепре насчитывается 300.000, и представители других льготных категорий, их в городе – 100.000. Во сколько она обойдется днепровцам, у которых нет льгот, думаю, скажет ее производитель.

Даже если карточка будет стоить 100-150 грн., потраченные на нее деньги очень быстро окупятся. Горожанам не надо будет носить с собой наличные для транспортных расходов, ездить к чиновникам за справками и стоять в очередях. Это – удобно.

Выдачей карточек займется горсовет Днепра через ЦНАПы (центры предоставления административных услуг – ред.) и, возможно, отделения Укрпочты. Вероятно, привязки к банкам не будет. Ведь горожанин не должен быть клиентом какого-либо конкретного банка, чтобы получить карточку жителя.

– Как депутаты ВР голосовали за электронный билет?

– Принятие законопроекта № 4121 стало результатом очень большой работы.

Нардепы от «Самопомощи» отказались участвовать в голосовании, пока на повестку дня не поставят вопрос о лишении неприкосновенности депутата Вадима Новинского. Хотя представители этой фракции – соавторы законопроекта. В результате «Самопомощь» не проголосовала, и мы потеряли 13 голосов. Всего документ поддержали 227 парламентариев, когда для принятия решения необходимо 226.

За единый билет проголосовало большинство нардепов из БПП, «Народного фронта», «Радикальной партии Олега Ляшко», «Батькивщины» и часть внефракционных депутатов. Документ поддержали и некоторые представители «Відродження» и «Воли народа». Получается, голоса по ниткам собирали. Думаю, если бы проголосовала «Самопомощь», и законопроект рассматривали с утра, а не в 17:30, мы бы имели больше голосов. В то же время прямых оппонентов единого билета в парламенте нет. Надеюсь, что законопроект во втором чтении сможет собрать больше голосов.

– С депутатами договариваться было тяжело, чтобы они поддержали единый билет?

– Депутаты, по сути, подали этот законопроект еще в феврале 2016г. Народные избранники понимали, что законопроект нужный, но его рассмотрение на сессии откладывали. То есть он застрял в парламенте. Мы собрали 16 мэров городов (Днепр, Винница, Львов, Тернополь, Каменец-Подольский, Ивано-Франковск, Черкассы, Луцк, Николаев, Херсон, Житомир, Чернигов, Белая Церковь, Буча, Краматорск, Долина – ред.) и 3-х глав ОГА (Днепропетровской, Киевской и Одесской областей – ред.), которые подписали обращение к главе ВР и премьер-министру с просьбой поддержать законопроект об электронном билете. Городской глава Днепра Борис Филатов передал министру инфраструктуры, депутатам ВР и Кабинету министров обращение с просьбой принять законопроект.

Также еще летом министр инфраструктуры Владимир Омелян передо мной поставил задачу поддержать запуск электронного билета. В Кабмине считают, что его внедрение – важная и нужная реформа, а некоторые депутаты активно проталкивали принятие законопроекта № 4121 в парламенте. Часто для того, чтобы проголосовали за один законопроект, нужны усилия нескольких сторон. Благодаря консолидации мы протолкнули нашу реформу.

– Как электронный проезд и карточку жителя Таллинна внедряли в Эстонии?

– В Таллинне бесплатный общественный транспорт, но пользуются такой возможностью только жители эстонской столицы. Всем остальным приходится покупать билеты.

Правда, бесплатный проезд в общественном транспорте Таллинна был частью пиар-программы местных политиков. Оправдывает ли он себя экономически? Наверное, нет. Город должен компенсировать перевозчикам кругленькую сумму за бесплатный проезд пассажиров.

Думаю, карточки таллиннца и бесплатный проезд в транспорте столицы Эстонии внедрили 5-6 лет тому назад. Карточки выдавали городские власти, их можно было получить по почте и пополнить в киоске. С помощью бесплатного проезда контролировалось количество жителей эстонской столицы. После реформы таллиннцев стало больше. Связано это было с тем, что многие горожане раньше не имели регистрации.

– Какие еще электронные реформы городские власти планируют запустить в Днепре?

– Работы еще очень много. Следующий шаг – электронная очередь в поликлинику. Мы сейчас планируем ее опробовать на двух медицинских учреждениях Днепра. А если горсовет выделит деньги – внедрим систему электронного здравоохранения.

Она предусматривает создание электронной истории здоровья каждого пациента. В ней будут храниться результаты анализов горожанина, рентгены, кардиограммы, его диагнозы, список врачей, к которым он обращался за помощью. История здоровья упростит жизнь не только пациентам, но и медикам, им будет гораздо легче ставить диагноз. Такое нововведение два года назад внедрили в Главном военном клиническом госпитале Министерства обороны Украины в Киеве. Электронное здравоохранение предусматривает также ведение учета лекарств. Узнать, есть ли в аптеке или больнице необходимые лекарства, можно будет по Интернету.

– Есть ли электронное здравоохранение в Эстонии?

– Да, его запустили в 2007г. С тех пор я вижу все свои медицинские данные в электронном виде. Жители Эстонии такой реформой очень довольны. Кроме того, в Эстонии работает электронный рецепт, это очень удобно. Особенно он упрощает жизнь людям, больным хроническими заболеваниями. Им больше не нужно каждый месяц тратить время на поход за выпиской очередного рецепта к врачу. Пациент звонит доктору и просит его выписать рецепт через Интернет. Затем больной отправляется в аптеку, показывает свою ИД-карточку или бумажный паспорт и получает лекарство. Такие паспорта (ИД-карточки – ред.) сейчас и выдают всем желающим украинцам. Очень скоро их будут выдавать в ЦНАПах Днепра.

– Вы еще работаете в Киеве и во Львове?

– В Киеве – советником министра инфраструктуры. Когда министр назначил меня советником, получила возможность выбрать участки работы. Им стали внедрение электронного билета и реформа админ-услуг Укрпочты. Сегодня можно получить 44 справки по почте, без визитов к чиновникам. Предварительно их нужно заказать через Интернет.

Работа в министерстве сочетается с моей деятельностью в городах. Что касается Львова, там карточку горожанина еще год назад сделали. Сегодня у нас есть надежда, что города, которые готовы подключиться к системе единого билета, будут через один стандарт работать. 

«Реформатор – это титул, который еще нужно заслужить»

– После отставки Эки Згуладзе с должности первого заместителя министра внутренних дел, Хатии Деканоидзе с поста главы Национальной полиции Украины и Михаила Саакашвили с должности главы Одесской ОГА, «Facebook» пестрит постами о том, что иностранные реформаторы покидают Украину. Как вы думаете, почему так происходит?

– Честно говоря, я не знаю, что в последнее время имеют в виду под выражением «реформаторы».  Для меня это люди, которые способны внедрить быстрые и эффективные изменения и их закрепить. Реформатор – это титул, который еще нужно заслужить делами.

Я не могу сказать, что когда губернатор Михаил Саакашвили ушел из Одесской ОГА в большую политику – реформы закончились. Я не знаю, можно ли его называть реформатором в Украине уже сегодня, так как о реформах судят по завершенным и дооформленным результатам. Пока кажется, что у Саакашвили прежде всего политические амбиции, реформы еще надо будет провести и дооформить.

Насколько я понимаю, Эка Згуладзе еще с самого начала своей работы сказала, что в МВД приходит на год. Думаю, они идут в отставку по разным причинам. Не потому, что «все пропало». В любом случае реформы и изменения в Украине будут продолжаться. Очень важно, чтобы за них и депутаты ВР голосовали. Я рада, что мои законопроекты поддерживают большинство парламентариев «Народного фронта», «Самопомощи», БПП и других фракций. Мы продолжаем работать. Но есть очень много тех, кто не публичны, кто постоянно и уперто продолжают работать над изменениями.

– Вам не кажется, что в электронных декларациях политики решили посоревноваться, кто круче? Например, нардеп Анатолий Матвиенко задекларировал церковь, а Сергей Мельничук пошутил про триллион. В то же время Юлия Тимошенко покупает дорогие брендовые вещи на весьма скромную зарплату.

– Мне интересно, как такой прекрасной женщине как Тимошенко удается так роскошно жить на такие маленькие деньги. Может, она подскажет, как можно на скромную зарплату парламентария так дорого выглядеть?

Сам факт заполнения депутатами электронных деклараций можно назвать позитивом. Важно не только, что задекларировали политики и чиновники, а и последствия их деклараций. Думаю, государственные органы должны поинтересоваться и явно возникающими вопросами. Посмотрим, будут ли какие-то последствия за шутку Сергея Мельничука об одном триллионе гривен. За недостоверную информацию в декларации закон предусматривает ответственность. В Эстонии, даже если журналисты написали в газете о том, что чиновника подозревают в нечестности, правоохранительные органы тут же открывают дело. 

«Мне очень подходит по темпераменту Днепр»

– Когда Вы станете заместителем мэра Днепра без приставки и.о.?

– Я ежедневно в своей практической деятельности исполняю все обязательства заместителя мэра. У меня с утра до вечера такая же ответственность, как и у любого зама городского головы. Борис Филатов называет меня своим замом без приставки и.о.

– Вижу, у Вас в кабинете доска.

– Сначала у меня была карта, позже доска появилась. Это для меня были так сказать «первые инструменты для работы». У меня аналитический склад мышления, когда я думаю, мне надо визуализировать мысли. Для удобства прорисовываю квадратики и стрелки.

– У вас есть украинские корни?

– У меня мать эстонка, а отец – украинец из Каменец-Подольского. Он родился там и вырос. Я всегда общалась с отцом только на украинском языке.

 – Вам нравится Днепр?

– Я здесь удивительно хорошо адаптировалась. В Днепре разные культуры, религии, архитектурные стили и это – очень круто. Мне по душе такое разнообразие и эклектика. Львов – тихий и европейский, Киев – столица Украины, там постоянная движуха, а в Днепре – драйв. Мне очень подходит по темпераменту Днепр.

– Хотели бы остаться жить в Днепре?

– Я не воспринимаю себя как менеджера, нанятого на какое-то определенное время. Например, как Эка Згуладзе, которая сразу заявила, что пришла в министерство внутренних дел Украины на год. Я буду работать, пока буду иметь доверие и мандат. Знаете, я сейчас абсолютно счастлива. Наверное, я единственный чиновник, который может сказать подобное.

Ирина Сатарова

Здійснено в рамках проекту за підтримки Фонду розвитку ЗМІ Посольства США в Україні.

837

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.
comments powered by Disqus

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.