Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Записки красными чернилами


Хозе и роковые карты

08.12.2016 17:15:48

25-е ноября, Днепропетровский театр оперы и балета, премьера балетного триллера на 2 действия «Кармен и Хозе».

 Под горячим испанским солнцем случались разные истории – кипение страстей в таком климате почти неизбежно, однако есть одна, которая навсегда покорила сердца и умы театралов всего мира – это история роковой красавицы Кармен. Из-за нее проливалась кровь, из-за нее теряли разум и покой, и, в конце концов, желание любить и быть любимой сыграло роковую роль и для самой цыганки…

Создавая свой балет, Дмитрий Омельченко – автор идеи, режиссер и постановщик, исполнитель балетной партии Хозе, решил идти не проторенным путем, а посмотреть на историю, описанную Проспером Мериме, несколько иначе. В интерпретации Омельченко – это не классический пересказ кровавой любовной драмы, в которой ветреная цыганка ищет свое счастье и утешение в любви, это попытка увидеть историю глазами еще одного персонажа – влюбленного Хозе, который ставит на кон все, лишь бы добиться любви – но, увы, и все мы это прекрасно знаем, – своего так и не добивается.

«Кармен и Хозе» – это современный, очень динамичный балет. Помимо использования новой музыки (кроме классических тем Жоржа Бизе, тут звучат еще композиции Родиона Щедрина и Джона Уильямса), в постановке даже появились новые персонажи – «карты судьбы», зловещие символы неизбежной гибели, которые, как демоны, появляются в некоторых эпизодах спектакля и терзают героев. Да и эффект, благодаря которому одна сцена перетекает в другую – тоже добавляет динамики и выразительности.

Постановщики временами демонстрируют не только новый подход к истории Кармен, но и своеобразное чувство юмора – так, над телом бездыханного лейтенанта (наряженного, как и подобает испанскому лейтенанту 1830-х годов – ну, или так, как этого лейтенанта привык видеть зритель) вдруг появляются следователи, облаченные в плащи и шляпы образца 20-х годов прошлого века, и производящие фотопротоколирование места преступления – т.е. фотографирующие со вспышкой!

Милой и пикантной, не без доли юмора, оказалась и сценка, в которой несчастный Хозе подглядывает за интимной сценой Кармен и тореро. Да и тореро, кстати, получился почти комичным позером, а не героем и баловнем судьбы, каким он является в классической версии.

Балет прекрасный, очень чувственный. И образы – пусть и с новым прочтением и лицами (Елена Печенюк, заслуженная артистка Украины, исполняющая партию Кармен – очаровательная блондинка, а не роковая брюнетка, какой мы привыкли видеть цыганку), но очень гармоничные. Для полноты картины в постановку внесены и такие штрихи, как вокальные партии главных героев, исполняемые солистами оперы в тени закулисья.

Многих заинтриговало то, что «Кармен и Хозе» значится в программе не просто как балет, а как балетный триллер – да, эту постановку можно назвать и так. Но, к счастью, эта премьера оказалась не банальной попыткой удивить зрителя какой-то современной выходкой, а очень достойной новой версией по мотивам старой истории, где чувства имеют так много значения…

Фото – Игоря Булгарина

2569

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

По теме:

Загрузка...

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.