Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Общество


Спасая референдум

23.12.2016 17:34:09

Действующая Конституция Украины не предусматривает института высказывания недоверия на всеукраинском референдуме, в том числе провозглашенном по народной инициа­тиве…

6 декабря Закон Украины «О всеукраинском референдуме» отпраздновал свой день рождения. Прошло ровно 4 года, как собравшиеся в сессионном зале около 50 парламентариев нажали кнопки – свои  и своих коллег – «за», испугавшись победы Революции достоинства. Законопроект разработали без участия экспертов и общественности. Его автор – нардеп­-регионал Дмитрий Шпенов.

Евромайдан победил. Однако закон, который политики с революционной трибуны обещали отменить, – до сих пор в силе. Чем он опасен, рассказали старший советник по правовым вопросам IFES Украина Денис Ковриженко и исполнительный директор Украинского независимого центра политических исследований Светлана Конончук на круглом столе «Спасайте референдум». Мероприятие состоялось 5 декабря в ИА «Мост Днепр».

– Этот документ содержит много рисков. Таким образом, в Украине на сегодняшний день не существует института референдума. Мы не можем проводить референдум согласно нынешнему законодательству, потому что его очень трудно организовать. Если вдруг референдум провести удастся, то спасать от него придется уже украинцев. Он позволяет протянуть любой закон, поэтому мы называем нынешний закон миной замедленного действия. 1 декабря более 20 общественных организаций собрались в Киеве, чтобы обговорить институт референдума. Форум назывался «Спасайте референдум». По результатам обсуждения приняли заявление, подписать которое может каждый украинец. Далее мы его направим в Верховную Раду, Администрацию Президента, другие государственные органы, – рассказали организаторы «круглого стола».

Эксперты и представители украинских и международных неправительственных организаций утверждают, что Закон «О всеукраинском референдуме» противоречит Конституции Украины, международным стандартам и игнорирует европейскую практику.

Среди основных недостатков Закона выделили следующие:

  • нет требования о минимальной явке. Это делает возможным принятия решения на референдуме меньшинством избирателей;
  • отсутствуют положения, которые смогли бы предусмотреть проведение публичных консультаций по проектам, вынесенным на референдум, в том числе и изменений в Конституцию;
  • неравные возможности для сторонников и оппонентов вопроса, по которому проводится референдум. Инициаторам референдума предоставили более широкие возможности. Только они могут выдвигать кандидатуры на должности членов комиссий референдумов;
  • ЦИК может выборочно блокировать инициативы по проведению референдумов;
  • процедура внесения изменений в Конституцию исключает Верховную Раду Украины из процесса пересмотра Основного Закона. Это противоречит положению Конституции, которая регламентирует порядок внесения таких изменений;
  • освещать референдум СМИ могу только в случае, если они заключат договор с его инициаторами. Если такого документа не будет, у СМИ отберут лицензию на время плебисцита.

– Кроме того, решение, принятое на референдуме, отменить нельзя, – говорит Денис Ковриженко. – В любом случае, оно должно быть исполнено. Это может иметь негативные последствия. Например, можно прогрессивный проект конституции, «разбавить» весьма сомнительными вставками с точки зрения демократии, и после поддержки на референдуме они будут действовать как законы.

После победы Революции Достоинства депутаты обещали отменить Закон «О всеукраинском референдуме», однако он до сих пор остается в силе. Коалиция общественных организаций «За честный референдум» уже разработала законопроект, который сможет заменить действующий Закон. Документ №2145а зарегистрировали в Верховной Раде, но депутаты его рассматривать не спешат.

– Лучшие профессионалы по конституционному праву под руководством профессора Владимира Шаповала и представители общественных организаций работали полгода, чтобы изучить досконально процедуры, которые могли бы обеспечить честность референдума, – рассказывает Светлана Конончук. – Но для начала нужно, чтобы действующий Закон отменила Верховная Рада, или Конституционный суд признал его неконституционным. Новый проект зарегистрировали в ВР еще в 2014 году. Его не рассматривают уже 3 года! Два года мы ждем решение КС о признании действующего Закона неконституционным! Сейчас идет закрытое слушание, которое может продолжаться достаточно долго, – рассказала она.

В законопроекте № 2145а эксперты прописали ряд существенных изменений. Например, на референдум предлагают выносить только один вопрос, на который можно получить четкие ответы: «да» или «нет», а не несколько, как предусматривает действующее законодательство. Также эксперты хотят сократить процедуру инициирования плебисцита.

– Она должна быть реалистичной. На сегодняшний день, действующий Закон для инициирования референдума предусматривает проведения собрания из 2.000 человек. Но не в каждом городе есть место, где они могли бы поместиться. Такие собрания удастся провести разве что на стадионе или на площади, но это – ненормальные способы работы. Мы предлагаем сократить количество людей до 300 человек. Это не так много, но и не мало. Требование собрать 2.000 сторонников в один день и в определенном месте делает процедуру инициирования очень сложной, – говорит Светлана Конончук.

Еще одно изменение – продление времени для собрания подписей за проведение референдума:

– Закон предусматривает собрать 3 миллиона подписей за 45 дней. Это означает, что нужно получить 75.000 подписей в день. Но это ведь очень сложно! Думаю, только на собрание подписей нужно 60 дней минимум, – заявила Светлана Конончук.

Для того, чтобы обеспечить честные результаты плебисцита – представительство в комиссиях сторонников и противников идеи, которая выносится на референдум, должно быть равным.

– Согласно действующему Закону, в их состав входят только выдвиженцы от инициативной группы по проведению референдума, – говорит эксперт. – Таким образом, члены комиссии идейно ангажированы. Кроме того, они полностью зависят от инициативной группы. Их могут отозвать в любой момент, даже во время подсчета голосов. Мы считаем, что формирование комиссий должно происходить на паритетной основе. Часть членов должна быть от сторонников, а другая – от противников идеи, которую выносят на всенародное рассмотрение. Для этого представители политических партий должны регистрироваться в ЦИК как оппоненты или пропоненты, – сообщила она.

Кроме того, законопроект предусматривает свободу журналистам. Для освещения хода референдума им теперь не надо будет подписывать договор с его инициаторами.

Референдумы. Как это происходит за границей

На круглом столе эксперты презентовали брошюру «Референдум. Опыт Украины и европейские стандарты» со статьей члена­корреспондента НАН Украины, доктора юридических наук Владимира Шаповала. В материале «Референдум: Украина и международный опыт» ученый рассказывает об особенностях таких народных волеизъявлений за рубежом.

Почти во всех странах мира назначать референдум имеют право президент или одна из палат парламента. В Италии его могут инициировать и представительские органы территориальных автономий, а в Швейцарии – законодательные органы субъектов федерации, но в любом случае волеизъявление утверждают парламенты стран.

Частым вопросом, который выносят на референдум – являются проекты конституций. На таких волеизъявлениях приняли основные законы Эстонии, Литвы, Ирландии, Франции, Швейцарии, Турции, Азербайджана, Андорры, Албании, Армении и России. На референдумах утвердили конституции, принятые парламентами Сербии, Польши и Испании, а в Румынии – основной Закон, проголосованный на учредительном собрании.

Есть государства, в которых изменить основной закон можно только на волеизъявлении. К таким относятся Азербайджан, Армения и Таджикистан.

Как пишет Шаповал, в Конституции Украины от 1996 г. способ, c помощью которого принимают основной Закон Украины, не прописан, однако Решение Конституционного Суда от 5 октября 2005 г. по делу об осуществлении власти народом гласит, что право определять конституционный лад в стране принадлежит исключительно народу (ч.3.ст.5 Конституции Украины – ред.), но его можно реализовать «путем принятия Конституции Украины на всеукраинском референдуме».

Такую трактовку подтвердили и в Решении КСУ по делу о принятии Конституции и Законов Украины на референдуме от 16 апреля 2008г. Однако на этот раз судьи сделали предостережение о том, что речь идет о референдуме по народной инициативе, предусмотренном в ч.2 ст. 72. Конституции Украины. Кроме того, порядок принятия основного Закона «должен быть определен Конституцией и Законом».

То есть, после такого решения Верховной Раде следовало бы принять изменения в Конституцию. Но этого депутаты не сделали. «Соответственно, Закон Украины «О всеукраинском референдуме» в той его части, где речь идет о принятии на референдуме Основного Закона страны по народной инициативе, не имеет под собой конституционной основы», – резюмировал Владимир Шаповал.

Законодательство некоторых стран предусматривает механизм, в котором прописано вынесение на референдум вопросов о досрочном прекращении полномочий парламента или президента.

Чтобы в Исландии провели воле­изъявление о недоверии президенту, соответствующую резолюцию должен принять парламент. Если граждане этот документ не поддержат, президент остается работать дальше, а депутаты отправляются на перевыборы.

В Австрии референдум о досрочном прекращении полномочий президента (которого тоже выбирают на общих выборах) проводится по требованию, принятому на общем заседании палат парламента. Если его не поддержат на плебисците, – считается, что президента переизбрали, а вот нижнюю палату парламента ожидает роспуск.

Вопрос о прекращении полномочий парламента в Латвии поднимает президент. Чтобы распустить депутатов, он инициирует референдум. Если большинство граждан проголосует «против», должности лишится глава государства, а парламентарии останутся работать.

Существует референдум, который проводят в порядке так называемого народного роспуска. Его процедура прописана в конституциях некоторых кантонов (административно­территориальных единиц – ред.) Швейцарии, земель ФРГ, в Латвии и Лихтенштейне. Если нужно распустить парламент, определенное количество граждан, которые имеют право голоса, инициируют волеизъявление. Если инициативу поддержат, законодательный орган прекращает свои полномочия.

В Украине такой практики нет. Как написано в Решении Конституционного суда по делу о всеукраинском референдуме по народной инициативе от 27 февраля 2000 г., «действующая Конституция Украины не предусматривает института высказывания недоверия на всеукраинском референдуме, в том числе провозглашенном по народной инициа­тиве, Верховной Раде Украины или любым другим конституционным органам государственной власти как возможного основания досрочного прекращения их полномочий».

«В наших современных условиях и при определенных обстоятельствах он (референдум – ред.) мог бы сыграть роль своеобразного, хоть и радикального, средства «лечения» отечественного политикума», – убежден Шаповал.

Ирина Сатарова

Здійснено в рамках проекту за підтримки Фонду розвитку ЗМІ Посольства США в Україні.

437

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.
comments powered by Disqus

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.