Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Потребитель


Под одной крышей

28.02.2017 18:01:15

В Днепропетровской области появляется все больше Центров предоставления административных услуг. Зачем? Что они могут? Есть ли похожие в других странах?

Как в аквариуме 

1 ноября прошлого года в торговом центре «Наша правда» в Днепре забегали журналисты. Они собрались на официальное открытие уникального для страны центра при участии высоких гостей: министра внутренних дел, губернатора области и мэра Днепра.

«Уникальность этого приятного происшествия, что Сервисный центр МВД открывается вместе с Центром предоставления административных услуг», – отметил министр внутренних дел Арсен Аваков.

В частном современном торговом центре в Днепре, который связывают с днепровским олигархом Вадимом Ермолаевым, на площади 240 м кв раскинулось сразу два центра: Центр предоставления административных услуг и Сервисный центр МВД.

Первый предоставляет 215 административных услуг (земельные, жилищные вопросы, вопросы недвижимости, предпринимательства и многие другие), второй – выполняет функцию МРЭО, выдает справки о несудимости, предоставляет услуги по регистрации и перерегистрации транспортных средств и т.д.

 

Уникальность зашкаливает. Первый случай в стране, когда Центр предоставления админуслуг и Сервисный центр МВД в одном помещении. Впервые такие Центры разместили в частном торговом центре

Открытый офис аквариумного типа оснащен современными технологиями, электронной очередью, голосовым оповещением, в нем подготовленный персонал.

«Это в торговом центре. Очень такой необычный формат. Можно сказать, экспериментальный. Но я думаю, что это будет очень успешный формат. Во время получения услуги люди могут что-то купить в торгово-развлекательном центре. Есть детский уголок, где люди могут оставить своих детей», – заявил руководитель Главного сервисного центра МВД Владислав Криклий.

Кроме того, в торговом центре бесплатный туалет. Автор статьи убедился в этом лично. 

Новая философия 

Днепропетровская область считается одной из лидеров по созданию Центров предоставления административных услуг.

На сегодняшний день в городах, районах и объединенных громадах области работает 50 таких центров.

В 2016-м на Днепропетровщине было открыто 10 новых офисов: в Каменском, Днепре, Новомосковске и в шести объединенных громадах (Слобожанской, Апостоловской, Богдановской, Вакулевской, Вербкивской и Сурско-Литовской).

Идея создания офисов по типу «единого окна» в Украине появилась довольно давно. И они работали. Но только за последние годы в них вдохнули новую жизнь в виде появления Центров предоставления административных услуг (ЦНАП).

Философия довольно проста: за нужным разрешением, справкой или другим документом идем в одно место – в ЦНАП. Никаких «отфутболиваний» по инстанциям, специалистам, никаких неожиданных перерывов в нужный момент и никакой траты нервов, когда стоишь в очереди, а приходят люди со словами: «Мне на секундочку заглянуть». Все понятно и прозрачно.

«Сколько раз ходил, всегда вопрос решался. Нравится, что по электронным талончикам. С нашим менталитетом – «Я только спросить» – это очень гуд. Сколько нервов экономится», – рассказывает житель Днепра Федор.

В Центрах предоставления админуслуг Днепра («Правобережный» и «Левобережный») время ожидания в очереди – около 20 минут. За неделю их посещает в среднем 2 тыс. граждан.

Но это еще притом, что пока не все знают о таких центрах, а если и знают, то не понимают, по каким вопросам к ним можно обращаться.

Информацию о том, какие услуги предоставляет тот или иной Центр предоставления административных услуг на территории Днепропетровской области можно получить через Интернет (http://e-services.dp.gov.ua), по телефону (056)742-75-75 или непосредственно на месте. 

Инициатива на местах

ЦНАП – это сфера ответственности местных властей (города, поселка или села). Если местная власть активная, предприимчивая, то она будет развивать такой Центр.

От местных властей зависит все, начиная от ремонта в помещении и оснащения, заканчивая предоставлением бесплатных услуг для удобного ожидания (чай/кофе, доступ к Интернету). Недавно в помещении отдела ЦНАП «Левобережный» в Днепре даже открыли выставку петриковской росписи «Мастер и дети. Родной край в росписи».

В Центрах предоставления админуслуг Каменского (Днепродзержинск) Днепропетровской области есть бесплатная вода, платное кофе в автоматах и терминал «ПриватБанка», который настроен для удобства оплаты админуслуг.

«В Каменском все сделано по единому решению, единая концепция по всем ЦНАП. У них много «фишек», которых нет нигде в Украине. Например, в главном офисе Каменского ЦНАП оборудовано место представителя уполномоченного по вопросам защиты прав человека Верховной Рады Украины», – рассказывает Алена Личманенко, начальник отдела развития админуслуг департамента экономического развития Днепропетровской облгосадминистрации.

 

Алену Личманенко называют «крестной мамой» ЦНАПов

То же касается и перечня предоставления административных услуг. Все зависит о того, со сколькими инстанциями и службами орган, курирующий Центр предоставления административных услуг, заключил меморандум о сотрудничестве.

Например, после заключения договора о сотрудничестве с управлением социальной защиты населения, у Центра появляется возможность предоставления их услуг. Центр собирает документы у гражданина и направляет в управление соцзащиты, где их обрабатывают и производят запрашиваемые клиентом действия. И это со всеми инстанциями.

«Сейчас у нас проводится работа по выявлению вообще всех услуг, которые могут предоставляться через ЦНАП. Постоянно эти услуги добавляются», – рассказывает Ольга Чернодуб, руководитель ЦНАП «Левобережный» в Днепре.

По сути, такие Центры снижают риски коррупции. Гражданин в нем может пересечься с чиновником, разве что, в рамках консультации по услуге, в которой он компетентен.

«Сегодня по графику, например, консультационный день у представителя Государственной службы по чрезвычайным ситуациям в Днепропетровской области», – приводит пример Ольга Чернодуб. 

«Регистрация коз и овец» 

Между Центрами предоставления административных услуг области прослеживается даже некая конкуренция.

«Мы первыми в области стали предоставлять админуслуги участникам АТО. В этом году планируем облегчить жизнь молодым родителям – уже скоро в ЦНАП можно будет оформить все необходимые документы при рождении ребенка. В 2017 году при ЦНАП начнет работу и единый центр предоставления коммунальных услуг», – рассказала директор департамента муниципальных услуг и регуляторной политики Каменского городского совета Марина Гурская. Кстати, очень сильную консультативную поддержку в создании ЦНАП предоставляют областные власти.

В общественном сознании упрощение бюрократических процессов в нашей стране проходят как «приближение к европейским стандартам». Европейские фонды предоставляют финансовую поддержку нашей стране в развитии Центров предоставления административных услуг.

В феврале 2017 года систему электронной очереди ввели в пяти Центрах предоставления административных услуг области, которые установили при поддержке немецкой правительственной организации GIZ.

А как в Европе?

По данным аналитиков Информационно кампании «Strongertogether!», в Германии, если в целом, в таких центрах под одной крышей собраны несколько наиболее популярных служб. Перечень предоставляемых услуг, как и в Украине, везде разный: зависит от величины населенного пункта. В селе – поменьше, в городе предоставляемых услуг побольше.

В Швейцарии, в основном, под одной крышей собраны все учреждения в сельской местности, а в городах они могут быть раскиданы.

В Польше большинство услуг предоставляют в зданиях местных органов власти, похожих на наши райгосадминистрации, райисполкомы.

В Венгрии система «Единое окно» – явление относительно новое. Ее там запустили в 2011-2013 гг. Список услуг, которые можно получить в венгерском «едином окне» огромнейший: все для предпринимателей, для безработных и т.д. В перечне услуг даже есть пункт «регистрация коз и овец».

В Венгрии, в отличие от Польши, Германии и Украины, вся система является централизованной. То есть, создаются по одной схеме с одинаковым перечнем услуг.

Часть услуг в Европе, как, кстати, и в Украине, можно получить через Интернет, то же касается и предварительной записи в очередь.

Антон Филиппов

1056

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.