Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Потребитель


Как умереть без врачебной помощи?

13.04.2017 17:04:27

Событие печальное – похороны – из-за бюрократических препон зачастую превращается в событие трагически-дорогостоящее.

Когда население массово вымирает, очень актуально встает вопрос захоронения. И вот тут возникают проблемы. Если у Вас нет денег на лечение и Вы не ходите по врачам, то умереть спокойно Вам не дадут: у Ваших родственников возникнут серьезные проблемы, связанные с немалыми дополнительными расходами на транспортировку, вскрытие, на приведение любимого человека в достойный вид для похорон.

Раньше родственников умершего не ставили на роли потенциальных подозреваемых, все таки горе у людей. Потом, благодаря Пшонке, в этот процесс вмешалась милиция. Если умирают от старости или от болезни, особенно инвалиды, заболевание которых очевидно и подтверждено соответствующими документами, – зачем надо вызывать милицию?

В нашем бюрократическом государстве и умереть спокойно не дадут: везде надо собирать справки и очень часто собирать эти справки приходится с большими трудностями, преодолевая различные бюрократические преграды.

Проблемы с милицией. Выезд бригады, протокол… Все это требует времени, а умирают не в порядке очередности, а как кому вздумается, поэтому возникают заминки. Некоторым приходится ждать и довольно долго. Не хватает у них милиционеров на всех умерших. Извините, оговорилась – полицейских, конечно же.

Пока приедут, пока протокол составят – умершего трогать нельзя. Нельзя обмыть и одеть. Вот и вынуждены родственники умершего вместо того, чтобы оплакивать своего близкого родственника, собраться с силами и заниматься подготовкой к похоронам – общаться с милицией, выступая в роли подозреваемых (потенциальных – но суть от этого не меняется).

В декабре 2012 года Генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка издал Указ №1095/955/119 (от 28.11.2912 г.) «Про утверждения порядка взаимодействия между органами внутренних дел, учреждениями охраны здоровья и прокуратурой Украины при установлении факта смерти человека». Документ этот действует и по сегодняшний день.

Этим Указом утвердили порядок действий медицинских работников при установлении ими факта смерти пациента. Обращаю ваше внимание – пациента! Если умерший умер без помощи медицинских работников, то тогда справку о смерти медицинские работники не выдадут. Ну никак еще не поймут чиновники от медицины – у пенсионеров, инвалидов, безработных нет уже денег на лечение. Этот факт остается без внимания. Помереть без участия нашего здравоохранения в нашей стране ну никак нельзя. А если, все­таки, решился, то тогда твои родственники становятся потенциальными подозреваемыми со всеми вытекающими последствиями.

Но вернемся к Указу. Как должны действовать медицинские работники, если их пациент умер (пункт 3):

  1. – по телефону экстренного вызова 102 немедленно сообщить в полицию. Исключение из этого правила – когда пациент умирает в больнице;
  2. – если имеются признаки насильственной смерти или подозрение на такую, до приезда полиции (или прокуратуры!) запрещается медикам, а естественно и родственникам умершего, что­либо трогать в помещении (нарушать обстановку по месту нахождения трупа), перемещать сам труп, выдавать медицинское свидетельство про смерть;
  3. – при наличии оснований, что смерть имеет насильственный характер, следователь пишет постановление, и труп направляют на экспертизу в морг. Вот тут и выявляется, что без медицинской помощи умирать нельзя. Не обращался к своему участковому врачу? Справки не будет, а следователь имеет основание отправить труп в морг со всеми вытекающими последствиями – назад просто так не отдадут, надо оплатить услуги морга;
  4. – если смерть наступила по месту прописки и признаков (подозрений на эти признаки) насильственной смерти нет, на место выезжает врач, который констатирует смерть и проводит наружный осмотр трупа. По результатам информирует полицию и администрацию поликлиники, которая обслуживает этот район, о возможности установления причины смерти без паталого ­ анатомического вскрытия и возможности выдать справку про смерть. В этом случае работником органа внутренних дел составляется заключение по специальной форме;
  5. – если анатомического вскрытия умершего не проводили и умер человек не в больнице, но свидетельство о смерти все­таки выдали, то врач должен в полицию доставить копию врачебного свидетельства о смерти, заверенную печатью лечебного учреждения. И доставить этот документ надо в течение трех суток с момента констатации смерти. Конечно же, доставляют родственники. Врачам просто некогда.

Если умерший по больницам не ходил, справку о смерти не выдадут, тогда труп отправляют в морг. К умершему должен приехать врач судебно­медицинской экспертизы совместно с следственно-­оперативной группой. Проводят вскрытие (в своем учреждении) – 1 сутки, следователю или прокурору направляют для проведения экспертизы копию врачебного свидетельства про смерть – 3 суток. Проводится судебно­-медицинская экспертиза (в течение месяца), составляют заключение экспертизы, направляют его следователю или прокурору (3 дня после составления экспертизы). Если задержались – информируют о причинах задержки. Труп выдают с письменного разрешения прокурора.

Работники полиции должны:

  • регистрировать сообщения о факте смерти, в том числе и те, которые поступили из учреждений здравоохранения;
  • при сообщении о факте смерти по месту проживания без признаков насильственной смерти или подозрения на таковую, работники полиции немедленно должны выехать на место события совместно с врачом.

Если умерший к врачам не обращался – то этот факт уже вызывает подозрение со всеми вытекающими последствиями. Не важно, сколько лет умершему, подозрительно – почему не обращался. Тот факт, что не обращался потому, что лечиться все равно не на что, пенсия маленькая, во внимание не принимается!

Вот и приходится старикам, которые еле ходят, идти, ползти, в лучшем случае – искать, кто бы довез, в поликлинику. Просиживать в очередях, проходить бессмысленные обследования, чтобы потом родственникам выдали справку. Абсурд! Те, кто желает лечиться, верит врачам, пойдет к ним сам. Верх цинизма заставлять стариков ходить в больницу только затем, чтобы потом, когда умрут, их родственникам выдали пресловутую справку. Бюрократы чертовы…

Идем дальше. По инструкции, работники милиции, осмотрев совместно с врачом труп и выяснив, что человек умер сам, по причине старости или неизлечимой болезни, составляют Заключение, к которому прилагаются фотоснимки трупа и место его нахождения. Ведомости, содержащие уведомление про факт смерти, подлежат внесению в реестр досудебных расследований.

Когда умер мой муж, инвалид 1 группы, который находился на учете в медицинском учреждении и состояние которого уже не вызывало сомнений в печальном исходе у участкового врача, приехали вначале работники полиции (2 человека), потом следственная группа (3 человека). Приехали быстро, но вся процедура длилась около трех часов. Когда все уехали, труп успел уже окоченеть.

Обязательно направляют на судебно­медицинскую экспертизу трупы людей:

  • с признаками насильственной смерти (полностью – за, здесь это логично и правильно);
  • смерть которых настала не по месту их проживания. Здесь вопрос – как считать место проживания и место прописки? Если прописан в одном месте, а жил в другом и умер не по месту прописки?
  • личность не установлена (полностью согласна);
  • лиц до 60 лет, умерших по месту проживания, но при отсутствии диспансерного наблюдения за больным.

Не направляют на судебно-­медицинскую экспертизу трупы людей:

  • если умер по месту проживания, при наличии диспансерного наблюдения, при отсутствии признаков насильственной смерти или подозрения на таковую;
  • если умерший в возрасте более 60 лет, умер по месту проживания, при отсутствии признаков насилия или подозрения на него.

А теперь еще один документ – Инструкция по заполнению и выдаче врачебного свидетельства о смерти, утвержденная приказом МОЗ № 545 от 08.08.2006 г. (форма № 106/о).

Без этой бумажки похоронить ну никак нельзя. Свидетельство пишут в двух экземплярах.

Пункт 2.2 – свидетельство о смерти выдается врачом, который лечил умершего. Если умерший не лечился нигде, умер самостоятельно, без помощи врача, свидетельство родственникам не выдадут. Если не лечился – на вскрытие!

Пункт 2.2. «Лікарське свідоцтво про смерть видається лікарем медичного закладу, що лікував померлого, на підставі спостережень за хворим і записів у медичній документації, які відображали стан хворого до його смерті, або патологоанатомом на підставі вивчення медичної документації і результату розтину».

Пункт 2.3 – если наступила смерть … иных лиц, которые не пребывали на медицинском учете, … свидетельство выдается только после судебно­медицинской экспертизы: «2.3. У разі, якщо смерть настала внаслідок дії зовнішніх факторів (травми, асфіксії, дії крайніх температур, електричного струму, отруєнь, тощо), після штучного аборту, проведеного поза межами медичного закладу, смерті на виробництві, при раптовій смерті дітей першого року життя та інших осіб, які не перебували під медичним наглядом, померлих, особа яких не встановлена, а також у тих випадках, коли є підозра на насильницьку смерть, лікарське свідоцтво про смерть видається судово­медичним експертом після розтину».

В связи с этим, у меня вопрос – как быть тем гражданам:

  • у которых доходы не позволяют обращаться к врачам или которые не верят врачам;
  • или состояние здоровья которых такое, что уже не обратишься – старые стали, «ноги не носят»?

Их что, всех в морг, на вскрытие?!!

В статье 6 Закона Украины «Про поховання та похоронну справу» записано, что гражданин имеет право на свое волеизъявление про надлежащее отношение к своему телу после смерти, в том числе согласие или не согласие на проведение патолого­анатомического вскрытия.

Право­то имеют, только вот как это реализовать без лишних расходов и проблем?

Выдача врачебного свидетельства о смерти заочно, без личного осмотра трупа, запрещено.

Когда я обратилась в медучреждение за справкой о смерти (уже после приезда «скорой» и милиции, после того, как следователь связался с лечащим врачом), мне пришлось искать машину, чтобы отвезти врача к «месту события» – а это время и дополнительные расходы. Я обратилась в субботу, когда был прием дежурного врача. Пока врач занимался моим делом, под дверью его кабинета образовалась огромная очередь. Ждала часа два, пока получили справку. В очереди многие не дождались, ушли. Скажу честно, мне еще помог депутат ВРУ, без его помощи мне было бы трудно убедить врача дать мне справку: по всей вероятности, он что­то от меня хотел, а я не давала. Поэтому и заполнял бланк так долго.

А теперь вопрос – зачем все это надо? Для кого вся эта бюрократическая волокита?

Согласно данным правительства, в Украине 3,7 млн. человек – получают минимальную з/п. Из этих 3,7 млн. человек – 1,1 млн. человек – государственные служащие; 2,6 млн – в частном секторе.

А вот данные Пенсионного фонда Украины. Средний размер пенсионных выплат состоянием на 01.01.2015 г. – 1.581,54 грн; состоянием на 01.01.2016 г. – 1.700,22 грн.

В 2015 г. 11,374 млн пенсионеров (или 92,383 % от общей численности пенсионеров) получают пенсии ниже средней! И только остальные, 7,6 % пенсионеров получают пенсию выше средней. 92,383% пенсионеров в 2015 году получали пенсию ниже средней (пенсионеры по возрасту – 1.578,51 грн. в месяц получают 11,272 млн пенсионеров).

К сожалению, подобной информации за 2016 год я на сегодняшний день не нашла. Но думаю, что картина кардинально не изменилась.

Как на пенсию в 1578,51 грн. в месяц можно прожить? Как можно с такой пенсией лечиться?

А если жить нельзя, то как можно с такой пенсией достойно умереть?

Ирина Дейнеко

502

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.
comments powered by Disqus

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.