Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Политический тайник


Статус участника боевых действий может утонуть в коррупции из-за законопроекта Денисенко

01.06.2017 12:25:21
Источник: Depo.ua

Уже вторую неделю не утихают страсти вокруг законопроекта народного депутата Андрея Денисенко «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно статуса волонтеров», который предусматривает получение волонтерами статуса участников боевых действий (УБД).

Сами волонтеры, мягко говоря, не в восторге от самой идеи предоставления им статуса УБД. Как бы нелогично это ни выглядело, но «эти наиболее сознательные, активные и бесстрашные граждане, которые добирались в самые опасные горячие точки фронта и заслоняли собой государство в снабжении армии» в едином порыве послали депутата Денисенко вместе с его законопроектом ко всем чертям. А наиболее «активные и бесстрашные» из них вообще назвали самого Денисенко «далба…бом и вредителем».

Однако все это были в основном эмоции, на которые, стоит отметить, волонтеры в данной ситуации имеют полное право. Но действительно ли принятие данного закона нанесет больше вреда, чем принесет пользы?

Итак, данным законопроектом предлагается внести изменения в следующие законы.

В Законе Украины «О волонтерской деятельности» изложить статью 6-1 в следующей редакции:

Статья 6-1. Получение волонтерами, которые оказывают волонтерскую помощь в районе проведения антитеррористических операций, боевых действий и вооруженных конфликтов, статуса участника боевых действий.

1. Волонтеры, которые оказывали волонтерскую помощь Вооруженным Силам Украины, другим военным формированиям и правоохранительным органам в районе проведения антитеррористических операций, боевых действий и вооруженных конфликтов, имеют право на получение статуса участника боевых действий.

2. В случае гибели (смерти) волонтера, который оказывал волонтерскую помощь в районе проведения антитеррористических операций, боевых действий и вооруженных конфликтов, члены семьи, родители и иждивенцы такого лица сохраняют право на все социальные и иные гарантии, предусмотренные действующим законодательством для участников боевых действий.

3. Предоставление волонтерам статуса участника боевых действий осуществляется в порядке и на условиях, определенных Кабинетом Министров Украины на основании решения органа, определенного Кабинетом Министров Украины. Соответствующий орган принимает указанное решение на основании обращения получателей статуса или членов его семьи, родителей и иждивенцев, в случае гибели (смерти) лица, справки судебно-медицинской экспертизы о причине смерти или справки о характере полученных ранений в районе проведения антитеррористической операции, а также, в случае необходимости, показаний руководителя одного из подразделений Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов, органов государственной власти, который находится непосредственно в районе проведения антитеррористических операций, боевых действий и вооруженных конфликтов.

С обращением получателей статуса участника боевых действий также могут прилагаться другие документы, подтверждающие факт предоставления волонтерской помощи в районе проведения антитеррористических операций, боевых действий и вооруженных конфликтов.

Собственно, здесь и кроется самая большая опасность данного законопроекта. Во-первых, законопроектом абсолютно не определены критерии оказания помощи волонтерами: ни временных, ни количественных, ни качественных, ни любых других. Зато эти критерии предлагается отдать на откуп новому «органу, определенному Кабинетом Министров Украины». То есть какое-то учреждение или организация будет самостоятельно решать: кому и на каких основаниях предоставлять статус УБД, а кому – не давать. Можно себе только представить, каких масштабов достигнет коррупция в этом «органе».

В Законе Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» дополнить статью 5 словами:

«а также лица, оказывавшие волонтерскую помощь в районе проведения антитеррористических операций, боевых действий и вооруженных конфликтов»;

дополнить часть первую статьи 6 закона пунктом 21 следующего содержания:

«21) волонтеры, которые оказывали волонтерскую помощь Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины, Министерству внутренних дел Украины и добровольческим формированиям в районе проведения антитеррористических операций, боевых действий и вооруженных конфликтов».

Опять же: корень зла кроется в том, что никоим образом не прописаны критерии этого самого «оказывали волонтерскую помощь». А там, где не предусмотрены четкие критерии – в действие вступают субъективные факторы. Ну а там, где в государственных структурах имеют место субъективные факторы – буйным цветом цветет коррупция.

Далее данный законопроект нет смысла разбирать – другие его пункты носят производный характер от уже рассмотренных.

Что интересно, главный комитет по подготовке и предварительному рассмотрению данного законопроекта, которым является «Комитет по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма» под председательством Егора Соболева постановил:

«В проекте акта не выявлены коррупциогенные факторы – проект акта соответствует требованиям антикоррупционного законодательства».

А вот Главное научно-экспертное управление, рассмотрев представленный законопроект, предоставило следующий обобщающий вывод:

«по результатам рассмотрения в первом чтении законопроект целесообразно вернуть субъекту права законодательной инициативы на доработку».

Среди аргументов управления, в частности, можно выделить следующие:

«Относительно изменений к Закону Украины «О волонтерской деятельности» считаем ошибочным предложение законопроекта о дополнении этого Закона новой статьей 61, где предлагается предусмотреть порядок предоставления волонтерам статуса участника боевых действий».

«Предоставления статуса участников боевых действий лицам, которые не принимали непосредственное участие в выполнении боевых задач, а лишь находились в зоне проведения АТО, по нашему мнению, противоречит самому содержанию термина «участник боевых действий» и будет в определенной степени несправедливым в отношении тех лиц, которые непосредственно принимали участие в боях с опасностью для жизни».

«Следует отметить, что в последнее время приобрели широкую общественную огласку неединичные случаи безосновательного получения определенными лицами статуса участника боевых действий, о чем свидетельствует представление в парламент ряда законопроектов, которые направлены на нормирование этого вопроса и сужение оснований для приобретения указанного статуса (см. законопроекты № 1802 от 20.01.2015 г., № 3712 от 23.12.2015 г., № 3820 от 26.01.2016 г.). Положения данного проекта, который, наоборот, расширяет возможности для получения статуса участника боевых действий, фактически вступают в противоречие с положениями названных выше законопроектов».

Итак, после детального анализа скандального законопроекта напрашиваются следующие выводы.

Скорее всего, депутат Денисенко захотел себе сделать имя, выбрал, как ему казалось, верняковую тему, но не предусмотрел последствий. А действительно: откуда депутату Денисенко было знать, что волонтеры – люди не только бескорыстные, но и готовы свое бескорыстие активно отстаивать с матом. Хотя имя депутат Денисенко себе таки сделал. Вот только, вряд ли он именно так это все себе представлял. Вполне возможно, что информационный вброс с данным законопроектом был специально сделан с целью спровоцировать скандал и отвлечь общество от чего-то более важнее. На самом деле, такой PR-ход давно и успешно применяется, в том числе и в Украине.

Кроме этого, наибольшее, чего можно бояться в том случае, если этот законопроект будет принят, что у нас в стране скоро появятся предприимчивые «бизнесмены» без совести, которые воспользуются «лазейками» Закона и поставят выдачу УБД на конвейер за деньги.

Все эти варианты – лишь предположения и оценочные суждения.

Напомним, ранее парламентский Комитет по вопросам предотвращения и противодействия коррупции признал потенциально опасным законопроект №2094 авторства Андрея Денисенко о внесении изменений в Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» по замене формы документации.

841

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.