Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Экономика


Особенности национальных закупок

05.06.2017 11:40:00

Почему в Европе пока нет такой уникальной системы электронных закупок, как украинская ProZorro, и как закупают за бюджетные деньги в странах ЕС?

Маяк надежды

В середине марта в Женеве команда, создавшая в Украине электронную систему публичных закупок ProZorro, одержала очередную победу – на конкурсе «Доверие будущего» («Trust of the Future»).

«Очень приятно признание мирового сообщества, это стимулирует нас двигаться дальше», – поделился впечатлениями первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины Максим Нефёдов, один из основателей ProZorro.

В министерстве, где он работает, поясняют, что своими усилиями команда ProZorro повышает доверие бизнеса и является фундаментом для построения наиболее прозрачной системы публичных закупок в Европе.

18 мая прошлого года в Лондоне эта же команда получила еще одну премию, на десятой юбилейной церемонии награждения победителей World Procurement Awards. Украина в лице команды ProZorro одержала победу в номинации Public Sector.

«…Новое общественное партнерство в стране выступает в качестве маяка надежды. Инициатива ProZorro, сформированная сотнями гражданских активистов после Революции Достоинства и последовавшей за ней горькой войны, помогла разработать новую систему электронных закупок для борьбы с коррупцией в сфере государственных расходов», – поясняют в брошюре World Procurement Awards 2016.

Созданная волонтерами система ProZorro после Революции Достоинства нашла поддержку во властных кабинетах. С февраля 2015 года к пилотному проекту электронных закупок присоединилось более 2.300 государственных организаций.

«Это необычайный результат, который не только привел к огромным сбережениям – по оценкам, за первые 11 месяцев проекта – $20 млн, – но также привел к значительным изменениям законодательства в сфере  публичных закупок, закрепляющим принципы открытости данных, общественного контроля и подотчетности», – отмечают организаторы конкурса World Procurement Awards 2016.

Они также добавляют, что ProZorro «дает надежду на существенные изменения в стране, которая переживает трудные времена».

Новая электронная система сделала прозрачнее всю сферу государственных закупок в Украине, благодаря чему нарушения стали более очевидными для бизнеса и общественности, по сравнению с «бумажными» тендерами. Осталось запустить в Украине настоящую систему правосудия. Но сейчас не об этом.

Так что же такое ProZorro?

Новая система

Ежегодно на поддержание жизнедеятельности страны уходят миллиарды гривен из бюджетов разных уровней (сельского, городского, областного, государственного), которые формируются из наших с вами налогов. Органы власти платят эти деньги фирмам за ремонт дорог, организацию питания, уборку улиц, канцтовары и бланки для выполнения своей деятельности, и многое другое. 

Например, департаменту образования и науки Днепропетровской облгосадминистрации нужны путевки для детей.

Конкурсный комитет департамента объявляет на специальном интернет­сайте о конкурсе (тендере), публикуя все его условия. Представители детских лагерей собирают необходимый пакет документов для участия в конкурсе и, чаще всего, лично относят в конкурсный комитет. Потом конкурсный комитет собирается в кабинете, рассматривает предложения участников и их документацию, а уже потом, через некоторое время, определяет и утверждает победителя.

Это принято называть «бумажным» тендером, и так было в Украине раньше.

Теперь, благодаря ProZorro, представителю бизнеса не нужно собирать бумажные документы и их копии, и нести в конкурсный комитет, он может подать заявку через Интернет. Участники конкурса, вместе с документами, подают и ценовое предложение: за сколько они готовы продать органу власти товар или предоставить услугу, которая тем нужна. Далее, система сама, автоматически, определяет дату и время проведения электронного аукциона. И вот на аукционе, сидя за компьютером, у поставщиков есть возможность снизить свое ценовое предложение ниже ценовых предложений конкурентов – для того, чтобы выиграть заказ. Когда конкурсный комитет определит победителя, тогда могут потребовать не только оригиналы документы, но и образцы закупаемой продукции, чтобы окончательно убедиться в компетентности фирмы или предпринимателя.

«Колоссальное преимущество электронной системы – в прозрачности. Когда можно потом, после аукциона, посмотреть, кто участвовал, что делал, что предлагал», – говорит «Лицам» один из основателей ProZorro, директор Департамента госзакупок Минэкономразвития Александр Стародубцев.

Новая система позволяет каждому, у кого есть доступ к Интернету, видеть документацию участников конкурса, их жалобы и вопросы к конкурсному комитету.  «Из­за того, что у нас не очень хорошо работает государственный контроль за закупками, мы верим в то, что на сегодня лучшим контролером является конкурент. Для этого надо все показывать», – разъясняет Стародубцев.

Открытость ProZorro позволяет общественности и журналистам контролировать государственные закупки, благодаря чему «вылезают наружу» наиболее подозрительные и  коррупционные сделки. Если, например, организаторы закупок договариваются с определенным поставщиком, помогают ему победить, а потом получают свой процент из перечисленных фирме денег.

Нашим чиновникам удается находить лазейки и в ProZorro. Один из самых примитивных способов – не использовать систему электронных закупок, закупая «втемную».

Битва за ProZorro продолжается

По Закону, электронную систему закупок органы власти обязаны использовать, если стоимость закупаемых товаров или услуг – 200 тыс. грн или выше, и если стоимость работ – 1,5 млн грн и выше. Существуют, конечно, исключения.

Если «разбить» закупку, например, канцтоваров на несколько закупок с ожидаемой стоимостью по 198 тыс. грн каждая, то можно привлекать «нужные» фирмы без использования электронной системы. Потребуется, разве что, опубликовать сухой отчет о заключенных договорах.

Для того, чтобы сделать процесс расходования бюджетных денег более прозрачным, органы местной власти Днепропетровщины рекомендуют своим предприятиям использовать электронную систему ProZorro и при закупках до определенных законом ценовых порогов.

Днепропетровская облгосадминистрация одной из первых в Украине перевела «допороговые» закупки в Интернет. 

«Облгосадминистрация и подчиненные ей структуры с сентября 2015 года перевели на систему ProZorro все допороговые закупки. Это сделки до 200 тыс. на товары и услуги, до 1,5 млн грн – на работы. Мы уже имеем первые результаты. За первые почти два месяца через систему ProZorro прошли закупки более чем на 80 млн. грн. Экономия составила около 10%», – говорит Глеб Пригунов, председатель Днепропетровского облсовета.

В Днепре ситуация с ProZorro была сложнее. Днепровский горсовет еще предыдущего созыва, в конце сентября 2015 года, принял решение «О введении практики электронных закупок за средства городского бюджета», который обязал использовать электронную систему для закупки товаров и услуг до 200 тыс. грн и работ – до 1,5 млн грн.

В конце апреля 2016-­го депутаты приостановили действие данного решения. Депутаты заявили, что электронные закупки тормозят работы и мешают быстро осваивать бюджетные деньги, а некоторые говорили, что еще нужно научиться пользоваться системой. Из ProZorro «вывели» департамент коммунального хозяйства и капитального строительства горсовета, управление жилищного хозяйства, коммунальные предприятия, которые им подчиняются, и КП «Днепропетровский метрополитен».

8 июня 2016 года Днепровский горсовет принял Положение о применении системы электронных закупок товаров, работ и услуг в городском совете. Согласно документу, на территории Днепра через ProZorro необходимо делать закупки за бюджетные деньги стоимостью от 3 тыс. грн.

Частному предприятию «Жилкомсервисднепр» это Положение, по видимому, не понравилось, и оно подало в суд. В октябре прошлого года Бабушкинский районный суд удовлетворил иск частного предприятия «Жилкомсервисднепр» и отменил норму, обязывающую использовать электронную систему с целью отбора поставщика товара (товаров), поставщика услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора стоимостью от трех тысяч гривен.

Судья отметила, что согласно закону, заказчики только имеют право, а не обязанность, использовать электронную систему при проведении закупок от трех тысяч гривен. После этого Общественная организация «Платформа Громадський контроль» подала апелляцию и выиграла ее, отменив решение Бабушкинского райсуда.

Как видим, старая система сопротивлялась. Она продолжает сопротивляться и сейчас. 19 апреля на сайте Днепровского горсовета появился проект решения депутата Владимира Панченко из фракции «Укроп» о признании решения об использовании электронной системы при закупке товаров, услуг, работ стоимостью свыше трех тысяч гривен  таким, что утратило силу. Обоснование – привести систему электронных закупок в Днепровском горсовете в соответствие действующему законодательству…

Что в Европе

В странах Европейского Союза продолжается практика «бумажных» тендеров. Процедура примерно такая же, какая была в Украине до внедрения ProZorro.   

«Есть страны, в которых действует электронная подача предложений: Португалия, Кипр. Где­то есть (электронные закупки – ред.), где­то нет», – говорит директор Департамента госзакупок Минэкономразвития Александр Стародубцев.

В Португалии, по его словам, электронных систем закупок много, но информация в них не систематизируется, как в ProZorro.

«Там просто много площадок. И если аукцион на одной объявляется, то только туда нужно идти. Чтобы участвовать во всех торгах, условно, нужно быть клиентом всех площадок. Так сложилось исторически. В Португалии разные органы власти в разное время переходили на электронные системы», – рассказывает сотрудник Минэкономразвития.

В Украине действуют более 10 площадок (программ), с помощью которых можно участвовать в электронных торгах ProZorro. Информация из базы данных ProZorro одновременно отображается на всех площадках. То есть, система закупок централизована.

«Мы просто сделали уникальную систему, потому что мы не нашли в мире аналога, который бы нас сильно устроил. Поэтому мы сделали свою логику», – говорит Стародубцев.

Первый замминистра экономического развития Максим Нефедов в комментарии «Лицам» также сообщил, что в Европе слабо развита система электронных аукционов.

Польский журналист Михал Козак говорит, что такой площадки централизованной, как ProZorro, в Польше тоже нет. Зато, например, процедуру электронных закупок могут проводить отдельные министерства, как в Португалии. То есть, отдельное министерство создает программу, благодаря которой участники могут подавать ценовые предложения в электронном виде, и проводит аукционы.

По словам Стародубцева, в Евросоюзе такой проблемы с коррупцией, как в Украине, вообще нет.

«То есть, коррупция есть везде, но в Европе она очень высокоуровневая – на каких­нибудь глобальных тендерах. А вот этой вот мелкой, бытовой коррупции, ее, ну просто, в разы меньше. Соответственно, у них вопрос коррупции на повестке дня не стоит», – говорит глава департамента госзакупок в Министерстве.

К тому же, власти в странах ЕС и так достаточно подотчетны и прозрачны.

«Если там журналисты что­-то «накопают», сразу всем стыдно, все краснеют, все уходят в отставку. У них такой большой потребности, как у нас, в этом (в централизованных госзакупках – ред.) просто нет», – рассказывает Стародубцев.

В Соглашении об Ассоциации Украины с Европейским Союзом государственным закупкам посвящена глава 8. Согласно ей, наша страна должна приводить законодательство в сфере госзакупок в соответствие с законодательством ЕС. В процессе адаптации будут открываться и рынки: украинский – для европейских поставщиков товаров и услуг, и европейский – для украинских.

По словам представителя Общественной организации «Платформа Громадський контроль» Дениса Селина, в 2016 году объем государственных закупок в Украине составил около 300 млрд грн., или примерно 10,3 млрд евро. Для сравнения: объем госзакупок в Евросоюзе составил в прошлом году – 1,9 трлн евро.

Доречі

Коментар Олександра Рудіка, експерта з питань євроінтеграції, заступника директоразнауковоїроботи Дніпропетровськогорегіонального інституту державного управління НАДУ при Президентові України:

– Щороку понад 250 тис органів влади в Європейському Союзі витрачають близько 14 % ВВП на придбання послуг, робіт і витратних матеріалів. В 2016 р. обсяг державних закупівель в ЄС становив близько 1,9 трлн. євро. У багатьох галузях, таких як енергетика, транспорт, управління відходами, соціальний захист, охорона здоров’я та освіта, органи влади є основними покупцями.

В останньому за часом документі Європейської Комісії «Антикорупційний звіт ЄС», поданому на розгляд Раді ЄС та Європейському Парламенту в лютому 2014 р., зазначається, що сфера державних закупівель є однією з найбільш вразливих для корупції. Найбільш уразливими для корупції в сфері державних закупівель є сектори будівництва, енергетики, транспорту, оборони та охорони здоров’я.

В 2012­2013 рр. на замовлення Європейської Комісії було проведене інноваційне дослідження «Виявлення та зниження рівня корупції в сфері державних закупівель в ЄС», методика якого була випробувана у 8­ми державах­членах (Франція, Угорщина, Італія, Литва, Нідерланди, Польща, Румунія та Іспанія) і в 5­-ти секторах економіки: автомобільний та залізничний транспорт, водопостачання та відходи, міське/комунальнебудівництво, професійна підготовка, наукові дослідження та дослідно­конструкторські роботи. Під час дослідження було виявлено чотири основних види корупції в 96­ти корупційних випадках: змова в процесі торгів, «відкати», конфлікт інтересів, інші, у тому числі умисна безгосподарність/бездіяльність. Прямі збитки від корупції в цих секторах коливаються від 1,4 до 2,2 млрд євро.

За оцінками дослідження, змова в процесі торгів виявлена в 48 % корупційних випадків (найбільше в секторах водопостачання та відходів і науково­-дослідних та дослідно­конструкторських робіт). Найчастіше змова зустрічалась в Угорщині, Польщі, Литві та Італії. Відкати, які виявлені приблизно в третині випадків, рівномірно поширені в усіх досліджуваних секторах. «Відкати» є найпоширенішою формою корупції в Іспанії і Румунії. Конфлікт інтересів виявлений близько в 20 % випадків і у всіх секторах, хоча дещо частіше в професійній підготовці та міському/комунальному будівництві. Умисна безгосподарність зустрічалася в середньому в 4% всіх корупційних випадків.

В 2015 р. Європейським управлінням з питань запобігання зловживанням та шахрайству (OLAF) було викрито порушення процедури державних закупівель заводом з виготовлення заморожених фруктів і овочів в Болгарії, який отримав на модернізацію 1,3 млн євро бюджетних коштів ЄС,виділенихЄвропейським фондом розвитку сільських територій. Шахрайська схема полягала в тому, що завод належав італійській компанії й управлявся громадянином Італії, який одночасно був фактичним власником і менеджером компанії, яка виграла тендер з постачання обладнання. Фактично, це була фіктивна компанія, яка лише була посередником у продажі обладнання, що призвело до суттєвого завищення ціни. За рекомендацією OLAF в Італії і Болгарії були відкриті відповідні кримінальні провадження.

Антон Филиппов

1545

Всё по теме: Европеец
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.
Загрузка...

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.