Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Экономика


Успешность 9-й реформы ГФС Украины – под большим вопросом

27.07.2017 16:12:22

Оглашены четыре направления (цели) реформы одной из важнейших госслужб, от которой зависит наполняемость государственного бюджета нашей страны.

Государственную фискальную службу Украины за последние 3 года реформируют в 9­й раз! После Майдана­2 кто только не обещал изменений к лучшему: Арсений Яценюк, Владимир Гройсман, Игорь Белоус, Наталья Яресько, Роман Насиров…

Теперь реформированием, с подачи Минфина Украины, занимается и.о. главы ГФС Украины Мирослав Продан.

Цель 1: «Цифровая революция»

В Центрах обслуживания плательщиков (ЦОПах) районных государственных налоговых инспекций очередей нет и не будет. Еще раз убеждаемся в этом, когда заходим в ЦОП ГНИ в Шевченковском районе г. Днепра. Свои текущие вопросы решают всего несколько посетителей, и это в разгар рабочего дня. Двое из них обратились за получением электронных ключей (Центр их сертификации размещен в одном помещении с ЦОПом и обслуживает весь Правый берег г. Днепра). 

 – Пришла с мужем, он посмотрел на мой опыт и тоже решил сдавать ежемесячную налоговую отчетность в электронном виде. Вся процедура по выдаче электронных ключей занимает несколько минут. Если что­то не понимаешь, девочки выйдут и помогут. После этого уже не нужно регулярно приезжать в налоговую, а раньше под каждым кабинетом мы сидели часами, – делится впечатлениями о «цифровой революции» в ГФС Украины днепровский частный предприниматель Виктория. 

По словам и. о. начальника ГНИ в Шевченковском районе г. Днепра Валерии Леоновой, сегодня 95% юридических лиц сдают всю налоговую отчетность в электронном виде. Поэтому, несмотря на сокращение персонала, очередей в ЦОПах нет. При этом созданы все условия, чтобы плательщики получали услуги в комфортных условиях: недавно сделали ремонт помещений и даже оборудовали зону отдыха на свежем воздухе.

Согласно данным ГУ ГФС Украины в Днепропетровской области, в ходе последней, 9­й реформы только в нашем регионе штаты налоговых инспекций сократили на 46%. Части сотрудников пришлось уволиться по сокращению. Напоминаем, что по всей стране количество налоговиков обещали уменьшить вдвое.

Теперь ЦОПы, согласно приказу ГФС Украины от 20.05.16 №458, не числятся структурными подразделениями ГНИ и ОГНИ ГФС. По специальному графику в них дежурят работники территориальных ГНИ, предоставляя плательщикам около двух десятков административных услуг.

В ЦОПах выдают карты плательщика налогов и вносят в паспорт гражданина Украины отметки о праве осуществления любых платежей, используя только серию и номер этого документа, составляют справки о подаче декларации о доходах или об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Ускорить процесс получения профессиональной консультации или сдачи отчетности помогает система электронной очереди. Больше не нужно спрашивать у других посетителей: «Кто крайний?». Электронную очередь занимают через специальный терминал, размещенный в центральном холле каждого ЦОПа.

«Сначала человек выбирает на мониторе «юридическое лицо» или «физическое лицо», затем – перечень услуг, например, «Прием налоговой отчетности». Выдается талончик, на котором указан номер в очереди и в каком окне предоставляется эта услуга. Затем с помощью телевизора вызывается человек, то есть он видит, к какому окну подойти. У меня №27 и написано, что меня обслужат в 15-­м окне», – поясняет принцип работы электронной очереди заместитель начальника управления обслуживания плательщиков налогов ГНИ в Шевченковском районе г. Днепра Елена Шиян.

Елена Шиян учит налогоплательщиков использованию «электронной очереди»

Цель 2: Переход на онлайн-­проверки

Налоговики регулярно проводят огромное количество камеральных проверок (без выезда на предприятие). Они изучают документацию, предоставленную руководителями фирм, и делают заключение о наличии или отсутствии нарушений при начислении налогов.

Последняя реформа ГФС предполагает, что большая часть камеральных проверок будет электронной. Бухгалтеру больше не придется привозить в ГНИ бумажную документацию. Но для перехода на электронные камеральные проверки необходимо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Украины и разработать новое программное обеспечение.

«Электронные камеральные проверки – это реальный прогресс в развитии службы. Во­первых, они упростят для работников фискальной службы сам процесс проведения такой проверки, во­вторых, устранят человеческий фактор, поскольку все расчеты и сопоставления будут осуществляться автоматически, – уверен начальник отдела администрирования налога на прибыль ГУ ГФС в Днепропетровской области Виталий Мироненко. – Время, которое освободится у наших сотрудников, можно будет использовать для предоставления других сервисных услуг, например, можно больше внимания уделять разъя­снению вопросов применения налогового законодательства».

Камеральная проверка – самый простой способ контроля за предприятием, поскольку не требует присутствия представителей его бухгалтерской, экономической и юридической служб. Она осуществляется на основании поданной плательщиком отчетности с использованием баз данных фискальной службы.

Электронные камеральные проверки модернизируют и ускорят уже существующий механизм осуществления контроля. До настоящего момента акты проверки и решения отправляют плательщику налогов по почте, а в будущем вся переписка будет вестись в электронном виде.

Как известно, камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность. Только за первое полугодие в Днепропетровской области налоговиками проверено более 395 тыс. налоговых отчетов предприятий.

Кроме того, в 2017 году жители Днепропетровской области подали 39.918 налоговых деклараций об имущественном состоянии и доходах за 2016 год. В соответствие с п. 76.1 ст. 76 НКУ все они также подлежат камеральной проверке. В настоящий момент уже проверено свыше 17,5 тыс. таких деклараций и работа налоговиков продолжается.

Цель 3: Эффективный сбор налогов

Повысить собираемость налогов – одна из главных целей очередной реформы ГФС. Планируется пересмотреть сам подход к выявлению нарушителей, которые укрывают свои доходы от налогообложения.

Но данная цель пока что не достигнута, о чем пишут эксперты. Известный экономист Владимир Компаниец на своей странице в ФБ заявил, что в апреле 2017 года фискальная служба впервые за последнее время не выполнила план по сбору налогов (собрала 86% от запланированной суммы).  Ситуацию удалось исправить только за счет средств, конфискованных у Януковича и его команды. Напоминаем, что речь шла о 30 млрд грн, зачисленных в спецфонд.

В мае текущего года поступления выросли за счет рекордных поступлений ЕСВ, но все равно госбюджет был выполнен только на 98%. Невыполнение плана налоговой службой произошло из­за значительного роста объемов возмещения НДС (по сравнению с прошлым годом).

Только в июне ситуацию удалось исправить: бюджет Украины перевыполнили на 10,7%. Хотя фискальная служба собрала на 3,1 млрд. грн. меньше, чем в июне 2016­го. Перевыполнение плана поступлений на 6% произошло исключительно за счет уменьшения объемов возмещения НДС по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Цель 4: В фискальные кадры – только профи!

Главная задача ГФС – это привлечение настоящих профессионалов, причем все больше требуется специалистов в области IT­технологий. Премьер­министр Украины Владимир Гройсман неоднократно заявлял о том, что необходимо провести техническую модернизацию налоговой и таможенной служб.

В настоящий момент в Днепропетровской области в IT­подразделении работает 67 специалистов, 19 из которых относятся к аппарату ГУ ГФС Украины. Кардинальных изменений в работе этой структуры руководители госслужбы не обещают.

«Я считаю, что на сегодняшний день все работает достаточно стабильно и то количество людей, которые задействованы в IT-­технологиях, справляются со своей работой. Я не вижу необходимости что­то менять, – поясняет начальник отдела административных услуг ГУ ГФС в Днепропетровской области  Евгений Судников. – Для удобства плательщиков налогов на серверах ГФС Украины создан специальный сервис «Электронный кабинет плательщика». Он дает возможность прямо на своем рабочем месте получить различные административные услуги. Сервис работает эффективно».

В настоящий момент в нашем регионе нехватки кадров в IT­сфере не ощущается в том числе и потому, что работа «Электронного кабинета плательщика» обеспечивается на центральном уровне, то есть из Киева. ГФС Украины – технический администратор этого сервиса.

В то же время немало задач и у днепровских IT­специалистов. В последнее время они провели большую работу по увеличению пропускной возможности каналов связи для стабильной работы ЦОПов, поскольку востребованность онлайн­услуг побила все рекорды.

Успешность реформы ГФС зависит от политического «договорняка»

Несмотря на успехи в отдельных направлениях реформирования структуры и технической оснащенности фискальной службы, эффективность 9-­й реформы сегодня ставится под сомнение. Эксперт Реанимационного Пакета Реформ (РПР) Вячеслав Черкашин считает, что ГФС оказалась на пересечении разных политических интересов:

«Задание премьера – удержать на посту руководителя Мирослава Продана и сохранить инструменты управления госслужбой. Задание министра финансов Александра Данилюка – избежать отставки и поддержать свой статус министра­реформатора. В то же время противостояние между Данилюком и председателем парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной способно существенно снизить коэффициент успешности реформ, а, возможно, даже обнулить его».

Насколько удачно окажется 9­-я реформа ГФС Украины покажет время. Но уже отчетливо видно, что не предусмотрена реорганизация налоговой милиции и законодательно не решена проблема ее законности. Ее давно обещали «демилитаризировать» и лишить статуса карательного органа.

По мнению эксперта РПР Вячеслава Черкашина, успешному реформированию не поможет даже привлечение к реформе ГФС Украины международной консалтинговой организации McKinsey. Зарубежный опыт, конечно, будет полезным, но его можно игнорировать или саботировать, ориентируясь на политические договоренности. К тому же иностранные специалисты мало знакомы с национальными особенностями и внутренними проблемами ГФС Украины.

Кстати, работники фискальной службы Днепропетровщины пока что не посетили ни одной страны ЕС для получения практического опыта в области реформирования госслужбы. Поэтому они не готовы ответить на вопрос, на какие страны Евросоюза стоит равняться в ходе проведения очередной реформы госслужбы. Фактически 9­я реформа ГФС может оказаться поверхностной или будет проведена только для «галочки».

При подготовке статьи использованы материалы Vox Сonnector

Любовь Бурлакова

1254

Всё по теме: Европеец
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.
comments powered by Disqus

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.