Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Потребитель


По вопросу повышения тарифов – нам отвечает Уполномоченный ВРУ по правам человека

01.08.2017 17:43:03

Этот ответ должен заинтересовать многих граждан!

Тарифная политика нашего правительства вызывает много эмоций. О тарифах говорят везде – в общественном транспорте, в магазинах, в поликлиниках… Я не слышала ни одного одобрения этой политике. Даже те, кто раньше молчал, сейчас негодуют и выплескивают свое негодование на вольных и невольных слушателей. Молчать уже люди не могут – уж очень больно бьют тарифы по карману.

Некоторые просто возмущаются, их большинство. Некоторые (их меньшинство, но активное) пытаются доказать правительству – вы не правы! Ваши действия – не законны. Я думаю, что это самый верный путь – вода камень точит. Ну и пусть, что не реагируют и не пытаются исправить содеянное, главное – пусть знают, мы в состоянии сами разобраться и понять происходящее.

Вот какое обращение по вопросу нарушения конституционных прав и свобод, связанное с ростом коммунальных тарифов, направили жители нашего города Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека. Хотели, чтобы этот уполномоченный их права защитил.

Ответ превзошел все ожидания – Уполномоченный ВРУ по правам человека полностью на нашей стороне! Думаю, что ответ этот заинтересует многих граждан. А для того, чтобы было более понятно, приведу полный текст нашего заявления и полученный ответ.

 «Коллективное Заявление

 Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека

Мы, бытовые потребители природного газа (электроэнергии, централизованного отопления, водоснабжения и т.д.), считаем, что тарифная политика, проводимая последние годы в Украине (2014­2016 г.), нарушает наши конституционные права и свободы.

Мы не понимаем сути проводимых правительством реформ. Нам совершенно не понятно, почему реформы начали не с искоренения коррупции в газовой сфере, а с повышения тарифов на газ: с 0,7254 грн. до 6,879 грн. за м3 потребленного газа, или на 848 %.

С 2013 г. по 2016 г. пенсии многим пенсионерам не повышали и не индексировали. Для справедливости, возьмем сведения из официальных источников. Средняя заработная плата по Украине в январе 2014 г. была 3.148 грн.; в мае 2016 г. – 4.984 грн., т.е. увеличилась на 58 %.

Минимальная заработная плата за этот же период увеличились с 1.218 грн. до 1.450 грн., т.е. на 19 %, прожиточный минимум за тот же период – с 1.176 грн. до 1.399 грн., т.е. также на 19 %.

Средний размер пенсии в 2013 г. был 1.470,7 грн., в 2016 – 1.699,5 грн., т.е. вырос на 15,6 %.

Уровень инфляции с января 2014 г. по 2017 г. составляет 80,6 %. Если в 2014 г. на какой­то определенный объем товара мы тратили 1.000 грн., то в 2017 г. на этот же самый объем товара мы потратим уже 1.806 грн., т.е. на 806 грн. больше.

Повышение тарифа на природный газ нарушает основные принципы тарифообразования жилищно­коммунальных услуг, а именно статью 30 «Принципи державного регулювання цін/тарифів на житлово­комунальні послуги» Закона Украины «Про житлово­комунальні послуги»:

«1. Державне регулювання цін/тарифів базується на таких основних принципах:

1) доступності житлово­комунальних послуг для всіх споживачів та рівності правових гарантій (здесь и далее – выд.авт. – ред.); …

4) відкритості, доступності та прозорості структури цін/тарифів для споживачів та суспільства;

5) відповідності оплати житлово­комунальних послуг їх наявності, кількості та якості;

6) відповідальності виконавців/виробників за недотримання вимог стандартів, нормативів, норм, порядків та правил;

7) гарантії соціального захисту населення при оплаті за житлово­комунальні послуги та випередження зростання доходів населення над зростанням цін/тарифів на житлово­комунальні послуги».

Повышением тарифов на коммунальные услуги грубейшим образом попираются конституционные гарантии, закрепленные статьями 3, 8, 9, 22, 46, 48 и 68 Конституции Украины:

­  «Стаття 3. Людина, її життя і здоров’я, честь і гідність, недоторканність і безпека ви­знаються в Україні найвищою соціальною цінністю.

Права і свободи людини та їх гарантії визначають зміст і спрямованість діяльності держави. Держава відповідає перед людиною за свою діяльність. Утвердження і забезпечення прав і свобод людини є головним обов’язком держави»,

­  «Стаття 8. В Україні визнається і діє принцип верховенства права.

Конституція України має найвищу юридичну силу. Закони та інші нормативно­правові акти приймаються на основі Конституції України і повинні відповідати їй.

Норми Конституції України є нормами прямої дії…»,

­  «Стаття 9. Чинні міжнародні договори, згода на обов’язковість яких надана Верховною Радою України, є частиною національного законодавства України.

Укладення міжнародних договорів, які суперечать Конституції України, можливе лише після внесення відповідних змін до Конституції України»,

­  «Стаття 22. Права і свободи людини і громадянина, закріплені цією Конституцією, не є вичерпними.

Конституційні права і свободи гарантуються і не можуть бути скасовані.

При прийнятті нових законів або внесенні змін до чинних законів не допускається звуження змісту та обсягу існуючих прав і свобод»,

­  «Стаття 46. …Пенсії, інші види соціальних виплат та допомоги, що є основним джерелом існування, мають забезпечувати рівень життя, не нижчий від прожиткового мінімуму, встановленого законом»,

­  «Стаття 48. Кожен має право на достатній життєвий рівень для себе і своєї сім’ї, що включає достатнє харчування, одяг, житло»,

­  «Стаття68.Кожен зобов’язаний неухильно додержуватися Конституції України та законів України, не посягати на права і свободи, честь і гідність інших людей.

Незнання законів не звільняє від юридичної відповідальності».

Повышение тарифов на газ вынуждает многие семьи ограничивать потребление газа, жить в холодных домах или полностью отказываться от газа.

Просим инициировать вопрос понижения тарифов на газ с учетом реальных доходов населения.

С уважением,

жители Самарского района

г. Днепра»

А вот какой ответ мы получили (в переводе):

«В ответ на Ваше коллективное обращение к Уполномоченному ВРУ по правам человека по вопросу государственной политики (несогласия с нею), которая проводится в сфере ценообразования на природный газ для населения, и с просьбой инициировать вопрос о снижении тарифов на природный газ с учетом реальных доходов населения, сообщаем.

Разделяя Вашу обеспокоенность ситуацией, которая сложилась, мы сообщаем, что правовые принципы деятельности Уполномоченного по правам человека определены Конституцией Украины и Законом Украины «Про Уполномоченного ВРУ по правам человека».

В соответствии со статьей 4 вышеупомянутого Закона, деятельность Уполномоченного дополняет существующие способы защиты конституционных прав и свобод человека, не отменяет их и не пересматривает компетенции государственных органов, которые обеспечивают защиту и возобновление нарушенных прав…».

Спасибо, дорогие, что разделяете нашу обеспокоенность. Перед тем, как направить свое обращение, мы внимательно изучили полномочия Уполномоченного, поэтому и ссылаемся на Конституцию и приводим в своем обращении те её статьи, которые нарушают наши права и свободы, которые призван защищать Уполномоченный представитель по правам человека. Мы не требуем ничего больше – только то, что прописано в Конституции.

Тем более, нам непонятна цитата из статьи 4. Что означает «не пересматривает компетенции государственных органов»?

Если Верховная Рада принимает законы, нарушающие Конституцию, а правительство, благодаря этим законам, повышает тарифы для населения, тем самым значительно понижая жизненный уровень населения, что приводит к очень негативным результатам (таким как бедность, болезни, вымирание населения), то – Уполномоченный по правам человека, призванный защищать наши права и свободы, – не имеет права отменять или пересматривать такие действия?!

Тогда зачем нам такой Уполномоченный нужен?!!

«Уполномоченный по правам человека не является тем государственным органом, который устанавливает тарифы на жилищно­коммунальные услуги. Таким органом является НКРЭКУ. Также, в соответствии с пунктом 3 ст. 116 Конституции Украины, Кабинет министров Украины обеспечивает, в частности, проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования…».

Спасибо, мы знаем, кто устанавливает тарифы, а также догадываемся о том, кто проводит у нас политику во всех вышеперечисленных сферах. Зачем нам об этом писать лишний раз? Или Вы просто запутываете нас, чтобы мы ничего не поняли из Вашего ответа?

А теперь, внизу страницы – главное, с чем мы, собственно говоря, и обращались:

«С целью защиты прав человека на доступ и защиту качества жилищно­коммунальных услуг, Уполномоченный по правам человека неоднократно обращался к государственному регулятору – НКРЭКУ, однако, к сожалению, не получил убедительных доказательств по поводу обоснованности повышения цен на жилищно­коммунальные услуги.

Установленный размер цен/тарифов на жилищно­коммунальные услуги должен быть, по убеждению Уполномоченного по правам человека, убедительным социально­экономическим компромиссом, иначе потребители этих услуг, как показала статистика, ввиду низкого уровня доходов, неспособны их оплачивать.

Принципы государственного регулирования цен/тарифов на жилищно­коммунальные услуги закреплены в статье 30 Закона Украины «Про жилищно­коммунальные услуги», среди которых наиболее важным является доступность жилищно­коммунальных услуг для всех потребителей, соответствие оплаты услуг их наличию, количеству и качеству, а также открытость, доступность и прозрачность структуры цен/тарифов для общества».

Выходит, что Уполномоченный по правам человека полностью согласен с нашей позицией и так же считает, что тарифы, а вернее, их рост, – необоснованны!

И что же в связи с этим предпринимает наш защитник? Как защищает наши интересы?

«Проблема формирования цен и тарифов в жилищно­коммунальной сфере была освещена, с соответствующими предложениями, в отдельном разделе Ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека о состоянии соблюдения защиты прав и свобод человека и гражданина в Украине за 2015 год.

В частности, в докладе идет речь о том, что существующая практика формирования цен и тарифов в жилищно­коммунальной сфере продолжает нарушать права человека, а также о необходимости принятия Правительством Украины мероприятий по повышению доходов населения, которые должны опережать рост цен и тарифов на жилищно­коммунальные услуги.

Учитывая, что предложения, предложенные в Докладе Уполномоченного по правам человека, по урегулированию этой проблемы остались без внимания Правительства, на необходимости ее решения будет акцентировано в Ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека за 2016 год…».

Выходит, что все действия по защите наших прав свелись к ежегодному докладу, на который правительство никакого внимания не обратило? И это все?!

А чтобы мы не расстраивались, Уполномоченный нам сообщает еще:

«В окружном административном суде г. Киева рассматривается дело по иску Ю. Тимошенко, О. Ляшко и прочих к КМУ, Министерству юстиции и НКРЭКУ – об отмене Постановления КМУ № 315 от 27 мая 2016 г.

27 октября 2016 г. окружной административный суд перешел в режим рассмотрения дела по этому иску против КМУ … по отмене ПМКУ № 315 об установлении единой цены на газ на уровне 6.879 грн. за тыс. куб. м.

Вопрос урегулирования обозначенной выше системной проблемы остается на контроле Уполномоченного по правам человека, с целью ее решения будут внедряться дальнейшие мероприятия в границах и в способ, обозначенные законодательством.

С уважением,

представитель Уполномоченного по вопросам соблюдения

социально­экономических

и гуманитарных прав Д.О. Лях»

Может быть, Уполномоченному по правам человека уже пора использовать данные ему полномочия и защитить, наконец­то, наши права и свободы?

Закон Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека»:

­  «Статья 4. Уполномоченный осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц»,

­  «Статья 13. Уполномоченный имеет право:

1)  безотлагательного приема Президентом Украины, Председателем Верховной Рады Украины, Премьер­министром Украины, председателями Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины и высших специализированных судов Украины, Генеральным прокурором Украины, руководителями других государственных органов, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, их должностными и служебными лицами;

2)  присутствовать на заседаниях Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины и высших специализированных судов Украины, коллегии прокуратуры Украины и других коллегиальных органов;

3)  обращаться в Конституционный Суд Украины с представлением: о соответствии Конституции Украины законов Украины и иных правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым, касающихся прав и свобод человека и гражданина; об официальном толковании Конституции Украины и законов Украины;

4) беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, присутствовать на их заседаниях; …

6)  требовать от должностных и служебных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности содействия проведению проверок деятельности подконтрольных и подчиненных им предприятий, учреждений, организаций, выделения специалистов для участия в проведении проверок, экспертиз и предоставления соответствующих заключений; …

10) обращаться в суд с заявлением о защите прав и свобод человека и гражданина, которые по состоянию здоровья либо по другим учредительным причинам не могут этого сделать самостоятельно, а также лично или через своего представителя принимать участие в судебном процессе в случаях и порядке, установленных законом;

11) направлять в соответствующие органы акты реагирования Уполномоченного в случае выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина для принятия этими органами мер»,

­  «Статья 14. Уполномоченный обязан соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, иные правовые акты, права и охраняемые законом интересы человека и гражданина, обеспечивать выполнение возложенных на него функций и в полной мере использовать предоставленные ему права»,

­  «Статья 15. Актами реагирования Уполномоченного о нарушениях положений Конституции Украины, законов Украины, международных договоров Украины относительно прав и свобод человека и гражданина являются Конституционное представление Уполномоченного и представление Уполномоченного в органы государственной власти, органы местного самоуправления, объединения граждан, на предприятия, в учреждения, организации независимо от формы собственности и их должностным и служебным лицам.

Конституционное представление Уполномоченного – акт реагирования в Конституционный Суд Украины о решении вопроса о соответствии Конституции Украины (конституционности) закона Украины либо иного правового акта Верховной Рады Украины, акта Президента Украины и Кабинета Министров Украины, правового акта Автономной Республики Крым; официальном толковании Конституции Украины и законов Украины.

Представление Уполномоченного – акт, который вносится Уполномоченным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, объединения граждан, на предприятия, в учреждения, организации независимо от формы собственности, их должностным и служебным лицам для принятия соответствующих мер в месячный срок по устранению выявленных нарушении прав и свобод человека и гражданина».

Ирина Дейнеко

3005

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.