Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Общество


На Днепропетровщине ввели изменения в сфере образования

07.09.2017 10:55:37

Закон «Об образовании» полностью трансформирует систему образования.

5 сентября Верховная Рада приняла закон «Об образовании», который дал старт реформе образования.

Об этом проекту VoxConnector рассказала аналитик Ассоциации городов Украины, кандидат педагогических наук Людмила Мозговая.

По ее словам выделили пять основных изменений, касающихся различных участников учебно-воспитательного процесса и последствия будущих новаций.

Для соискателей образования (учащихся, воспитанников, студентов):

• Появилась возможность получать образование по индивидуальной образовательной траектории. Причем делать это можно тремя способами. Первый – учась по образовательным программам с получением документа о полученные компетентности (формальный вариант). Второй – информальная форма (самообразование). Третий – неформальное обучение, когда образование приобретается с помощью образовательных программ и не предусматривает получения документа.

• Создается возможность подтвердить в системе формального образования результаты обучения, полученные путем неформального и информального образования.

• С 1 сентября 2018 вводится 12 летнее обучение: с 6 лет начальное образование (4 года), базовое среднее (5 лет), профильное академическое / базовое профильное образование (3 года). При этом уменьшается количество лет (до 3 лет) на получение бакалаврского уровня высшего образования.

• Вводится институт образовательного омстройсмена, который должен обеспечивать права человека на образование, рассматривать нарушения таких прав и принимать соответствующие решения.

• Вводится понятие академической добродетели. Это означает отсутствие академического плагиата, списывания, фабрикации исследований, обмана и взяточничества.

Для педагогических работников:

• Руководителя учебного заведения будет назначать учредитель или уполномоченный им орган по результатам конкурсного отбора и по контракту не больше, чем на 2 срока, что позволит обновлять управленческие кадры. Сам руководитель учебного заведения по результатам конкурсного отбора будет назначать педагогических работников, а, следовательно, самостоятельно формировать собственную команду.

• Вводится к обязательной аттестации педагогов прохождения сертификации (внешнее оценивание компетентности учителей). При этом срок действия сертификата составит 5 лет, а сам педагог будет получать в течение этого срока ежемесячную доплату в размере 20% должностного оклада. Кроме того, педагог, который успешно пройдет сертификацию, освобождается от аттестации.

• Предусмотрено повышение должностного оклада педагогического работника каждой следующей квалификационной категории на 10%, надбавки за выслугу лет: свыше трех лет – 10%, свыше 10 лет – 20%, свыше 20 лет – 30%. А также должностной оклад педагогического работника самой низкой квалификационной категории будет достигать 9600 грн. (хотя стоит заметить, что этот вопрос сегодня требует сбалансирования государственного бюджета).

• Отныне будут обнародованы критерии оценки образовательной деятельности педагогов, соответствующие профессиональному стандарту. К этому времени публиковались лишь критерии оценки знаний школьников. Предусмотрен запрет привлекать педагогов учреждения в религиозные и политические мероприятия.

• Педагоги должны ежегодно планировать определенное количество времени на повышение своей квалификации (совокупно в течение 5 лет – не менее 150 часов), что соответствует требованиям времени. До сих пор они проходили курсы повышения квалификации всего, как правило, 1 раз в 5 лет.

Для учредителей учебных заведений, в том числе органов местного самоуправления:

• Предоставили право органам местного самоуправления различных административно-территориальных единиц принимать совместное решение по организации получения начального, базового и профильного среднего образования, а также подвоз соискателей образования.

• Должны создавать ресурсные центры по инклюзивному образованию, чтобы обеспечить права на профессиональное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.

• Сохранили права учредителей о создании, реорганизации и ликвидации учебных заведений, утверждение учредительных документов учебных заведений, назначение их руководителей.

• Предусмотрена возможность предоставления субвенции из Государственного бюджета на развитие дошкольного и внешкольного образования, которое до сих пор не осуществлялось, а также образования лиц с особыми образовательными потребностями.

• Органы местного самоуправления обеспечивают бесплатным горячим питанием только детей льготных категорий, а также обеспечивают льготный проезд обучающихся, воспитанников и студентов в общественном транспорте.

Для учебных заведений:

• Учреждениям образования отныне предоставляется финансовая, академическая, организационная и кадровая автономия.

• По результатам ВНО или низких результатов обучения соискателей образования вводится форма институционального аудита, по результатам которой будет готовиться вывод о качестве образовательной деятельности как рекомендательная для основателя учебного заведения.

• Нормативно вводится возможность всех учебных заведений оказывать платные образовательные услуги, информацию о которых они должны обнародовать на официальном сайте. Наряду с тем заработанные средства не могут быть изъяты в местный или Государственный бюджет. Их использования определят учредительные документы учебного заведения.

• На официальном сайте учебных заведений отныне обнародуется информация о заведении, руководителе, его заместителей, педагогических работников, уровень их образования и квалификации, опыт педагогической деятельности и другие сведения.

• Вводится общественная аккредитация учебного заведения – признание качества образовательной деятельности учебного заведения с целью формирования его положительного имиджа и репутации, что осуществляется добровольно по запросу учебного заведения.

Итак, можно критически оценивать нововведения, однако они свидетельствуют о свежих европейских тенденциях в образовательном пространстве Украины, значительном повышении профессионального и социального уровней педагогов, создании новых качественных условий для соискателей образования.

722

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.