Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Политика


ЛИНИЯ ОБОРОНЫ ВЛАСТИ

25.10.2017 17:19:30

или Кто делит территориальный «пирог»? Казалось бы, ответ более, чем очевиден…

Cогласно Общественному Договору власти с обществом, именуемого Конституцией Украины, «земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа», т.е. наша с вами собственность, но никак не исключительно власти.

Но уже стало нашей национальной особенностью, что кто ближе к этому «природному пирогу», тот и владеет этим «пирогом», делит и наделяет им, совершенно незаконно монополизировав это исключительное право народа, громады. Если кто-то возражает против этой объективной реальности, то напомните хотя бы один факт из истории независимой Украины, чтобы земельный вопрос, к примеру, о беспрепятственном подходе к водным ресурсам (рекам, озерам), решался самой громадой? Я лично о таком факте не слышал.

Все это более чем актуально сегодня в связи с децентрализацией власти, формированием новых территориальных громад, а в ближайшей перспективе – открытием рынка земли. И поэтому власть, имея в своих руках рычаги управления экономическими и общественными процессами, особенно на уровне местного самоуправления, выражаясь военной терминологией, пытается захватить «редуты», «опорные пункты» первой линии обороны от истинного собственника …самой громады, коими являются головы новосозданных объединенных территориальных громад (ОТГ). То, как это происходит, я покажу на двух примерах.

Итак, пример первый. В Петриковке создана новая объединенная громада и, как по всей Украине, на 29 октября назначены выборы главы поселковой громады. Зарегистрировались три самовыдвиженца: местные жители Манейло А. А., экс-голова Петриковской райгосадминистрации, герой многих публикаций в региональной и центральной прессе в связи с фальсифицированным против него уголовным делом по несуществующей взятке, оправданный Царичанским районным судом в связи с недоказанностью обвинений – бывший военный летчик Лесной П. Г. и пришлый, коренной житель Днепра и, – внимание! – экс-чиновник Днепропетровской облгосадминистрации (ОГА) Смирнов В.В., 1994 года рождения.

В нормальной правовой стране, где есть культ Верховенства Права и политическая культура, все кандидаты на равных соревновались бы в борьбе за голоса избирателей громады – своими программами, добрыми делами и достижениями на благо громады. Но мы-то за 26 лет истории независимой Украины убедились, что то, что для любой европейской страны благо, для украинской власти – смерть, и в первую очередь – честные выборы.

Что же привлекло молодого кандидата от власти, не имеющего, судя по его декларации, ни кола ни двора (или, по меткому выражению Президента Украины П. Порошенко, не построившему даже собачьей будки), пойти состязаться с коренными жителями Петриковки, которых знают в Петриковке от мала до велика?

Ответ типа «спортивный интерес» вряд ли соответствует истине. Настоящий ответ кроется в ничем не прикрытом интересе областной власти, облгосадминистрации к этой территории. И хотя в Петриковке, как и в большинстве сельских районов страны, уже давно разрушена и уничтожена бюджетообразующая производственная инфраструктура, областная власть решила не давать полной самостоятельности громаде в выборе своего головы, а руководить громадой через «своего человека».

Основных причин здесь видится три:
1) оставить за собой контроль за распоряжением землями (помним: грядет открытие рынка земли);
2) не утратить контроль за электоратом на будущих выборах;
3) бюджет громады, значительно возросший за счет объединения, которым будет распоряжаться новая местная власть, а по сути – голова ОТГ.

Поэтому ОГА посчитала, что она с большей пользой распорядится всеми плюсами от объединения, в том числе выгодой для себя, чем выходцы из народа.

А иначе зачем бы она стала ввязываться с азартом, достойным лучшего применения, в судебные тяжбы по снятию обоих кандидатов-петриковцев с регистрации кандидатами на главу объединенной громады и кандидата в депутаты местного совета Петриковки? Понятно: чтобы у ставленника ОГА не было реальных конкурентов.

Истец, кандидат на голову Петриковской сельской громады Владислав Смирнов – в нижнем ряду крайний слева (фото – Gorod.dp.ua, турнир Dnepr Streetball Cup: City Day, 2012 год)

Проиграв суд первой инстанции, кандидат от власти Смирнов В.В. подал апелляцию. Смешно и грустно было смотреть и слушать в Днепропетровском апелляционном административном суде, как ответчик – представитель избирательной комиссии по выборам головы и совета Петриковской громады, юрист Даноурова В., неоднократно признавала свою ошибку, что не сняла с регистрации местных кандидатов.

В какой-то момент я даже поймал себя на мысли, что она оправдывалась не столько перед судом, сколько перед кандидатом от власти, проявляя искренне свое раболепие перед ним.

При этом настойчиво убеждая суд, как надо «правильно» читать норму закона (которая не допускает любого иного толкования, кроме прямого). Мало того, представитель ответчика просила суд удовлетворить апелляционную жалобу истца (!!!).

Апелляционный суд стал на сторону закона и отказал Смирнову В. В. в удовлетворении жалобы:

Пример второй, и связан он с другим районом области: Петропавловским. И здесь реализация Закона Украины «Про добровільне об’єднання територіальних громад» началась не так легко и просто, как планировалось в кабинетах облгосадминистрации и областной рады в соответствии с разработанным ими «Перспективним планом формування територій громад Дніпропетровської області». Этот план учитывал не только объективные данные, но и, не в последнюю очередь, корпоративные и бизнес-интересы чиновников и депутатов, что ярко проявилось в Петропавловском районе.

Согласно Перспективному плану, три села Петропавловского района – Николаевка, Петровка и Васильковка – должны были сформировать объединенную территориальную громаду с центром в селе Николаевка.

Однако, как говорится, гладко было на бумаге да забыли про овраги. И этим оврагом стала Петровская сельская громада. То ли не хватило терпения, то ли ума, то ли мудрости растолковать жителям Петровки прелести и перспективы от объединения у ответственных за эту работу лиц, то ли переборщили заинтересованные лица с административным нажимом, только Петровская сельрада категорически отказалась объединяться с Николаевской.

Дошло до того, что сельский голова отменила решение сессии об объединении, а члены громады подали в суд на отмену решения сессии сельского совета о даче согласия на объединение. При этом добровольцы громады оперировали данными подворового опроса, согласно которому 62% жителей были против объединения.

Но и заинтересованная власть не пасла задних, и появились совершенно противоположные данные, что большинство жителей спит и видит себя в объединенной громаде. Обстановка накалялась, власть начала ломать через колено самых инициативных членов громады, кого-то – физически, кого-то – морально (запугивали).

Когда обстановка накалилась, получив информацию и документы из громады, я письменно обратился к главе обл­рады Г. Прыгунову с просьбой безотлагательно принять меня как помощника народного депутата в связи с критической ситуацией в Петровке. Через неделю пришлось повторно обратиться к нему с таким же заявлением.

 

И только через две недели после первого заявления, когда власть уже сделала все, чтобы процесс стал необратимым, и погасила последние очаги «сопротивления» возмущенных членов громады, из приемной Г. Прыгунова мне сообщили, что председатель готов встретиться.

Члены громады расценили эту «готовность» как цинизм и его соучастие в насильственном объединении против большинства воли громады и отказались от встречи, не видя уже в ней никакого смысла.

Как позже выяснилось, в результате кулуарных интриг аппарата облрады, мое обращение просто скрыли от Г. Прыгунова. От этих безответственных и безнаказанных действий аппарата и облрада, и ее председатель потеряли доверие еще одной части населения области. По всей видимости, ни Майдан, ни пылающие шины, ни Революция Достоинства, ни Небесная сотня не научили и эту власть уважать достоинство и честь украинских граждан.

Ну, а далее пошли перепетии избирательного процесса, которые практически ничем не отличаются от времен Януковича: демонстративное использование админресурса, минимальная информированность населения других сел о процессе «добровольного» объединения, полное отсутствие консультаций с общественностью и громадами со стороны власти. Даже сообщение избирательной комиссии о назначении выборов было опубликовано через месяц после его принятия!

Несмотря на то, что кандидатами на главу объединенной громады выдвинулись три человека – действующий голова с. Николаевка Одоев-­

цев В. Н. (от БПП), Батечко А.Н. (от «Свободы») и самовыдвиженец, бывший первый заместитель головы пгт. Першотравенск Ильницкий А. В., в пользу действующего головы с. Николаевка полностью задействовали админресурс и даже территориальный избирком, а также подкуп.

Можно было бы перечислять многочисленные?нарушения Николаевским теризбиркомом закона о выборах в местные советы и голов городских и сельских советов. Но я не припомню случая, чтобы за нарушение закона о выборах кто-либо из голов избирательных комиссий понес какое-либо наказание или сел в тюрьму. Вон, Охендовский в ЦВК сколько уже накуролесил, на пожизненный срок, а с него как с гуся вода! Поэтому и творят беззакония на местах и спокойно спят.

А «виной» всему цена вопроса: если до выборов бюджет Николаевки был около 30 миллионов гривен, то после объединения станет 80 миллионов, а общий на все три громады вырастет аж до 136 миллионов, включая 56 миллионов гривен единоразовой государственной адресной помощи. Есть за что бороться!

Вот такие они наши национальные особенности выборов. Власть продолжает испытывать терпение народа. Но ведь оно не безгранично, и от протеста к протесту время между ними все сокращается. Вон уже в Киеве замаячил новый Майдан, а псевдореформы + коррупция + оффшорные счета можновладцев только приближают время, когда о мусорной люстрации послемайданная «демократическая» власть будет мечтать.

Мучителен украинский путь к цивилизованным демократическим принципам настоящего, а не декларативного народовластия, где господствуют сила права, а не право силы, где власть – для людей, а не наоборот.

Но разве не от каждого из нас зависит, насколько долгим и мучительным будет этот путь? Уверяю вас – если через гречку и 100-200 гривен за голос, то и нашим внукам перейдет наше нищенское существование, без заводов и фабрик, без здравоохранения и образования, без нормальных зарплат и пенсий, без какой-либо перспективы вырваться из заколдованного круга этой жизни без жизни, установленного нам олигархами, большими и местечковыми, и существующим политическим классом псевдоэлиты.

Если хочешь изменить свою жизнь – не наступай на те же грабли, делай правильный выбор!

Василий Сухов, правозащитник,
координатор Днепропетровского Евромайдана,
член Координационного Совета Майдана (Киев)
805

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.