Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Общество


Дебаты как способ жизни

03.11.2017 18:46:39

В мире успешно функционирует и процветает интеллектуальная игра и образовательная технология «Дебаты», история которой насчитывает вот уже более двухсот лет.

Если простого обывателя спросить: «Что такое дебаты?», то первые ассоциации, которые придут ему в голову, будут: «Верховная Рада», «политические ток­-шоу на национальных каналах», а также знаменитые дебаты между кандидатами в президенты – Ющенко/Янукович – в 2004 году. Немногие вспомнят о научных дебатах и дискуссиях.

Родоначальниками дебатного движения считаются британцы, а точнее – студенты­-юристы престижного (и на то время, и сейчас) университета Кембриджа, которые в 1815 году основали первый в истории дебатный клуб под названием Cambridge Union Society. Мотивом создания такой необычной на тот момент структуры послужило отсутствие у большинства будущих юристов и парламентариев опыта публичных выступлений. Дабы восполнить этот пробел студенты стали собираться после лент в лекционных залах и дискутировать между собой, взяв за основу модель дебатов в Британском парламенте.

Со временем идею постоянных дискуссионных встреч перенял сначала Оксфорд (в 1823 году), а затем и остальные британские вузы. Параллельно шло распространение дебатов в других англоязычных странах. В США дебаты приобрели особую популярность после 1960 года, когда впервые в истории в прямом эфире по телевизору были проведены президентские дебаты Кеннеди/Никсон. Тогда Кеннеди выиграл дебаты и спустя месяц стал президентом США. С тех пор президентские дебаты стали неотъемлемой частью предвыборного процесса этой страны.

В 1981 году в Глазго (Великобритания) был впервые проведен мировой чемпионат по Парламентским дебатам World Universities Debating Championship, и с тех пор он проводится регулярно под Новый год, принимая от 150 до 400 команд из более 70 стран мира, что делает его одним из самых крупнейших интеллектуальных мероприятий планеты.

Спустя 7 лет аналогичный чемпионат мира, но уже по школьным дебатам, был впервые проведен в столице Австралии, Канберре.

Если говорить об Украине, то здесь дебаты дошли до школьной скамьи. Толчком к развитию отечественных дебатов стала программа фонда «Открытое общество» Джорджа Сороса – «Дебаты Карла Поппера», которая начала воплощаться в жизнь с 1994 года. За это время в разных уголках страны возникли сотни дебатных клубов при школах, где тренерами и судьями выступали школьные учителя гуманитарных специальностей. Также на базе проекта проводились турниры локального и всеукраинского уровня. Но вскоре финансирование проекта было прекращено, и как это всегда бывает, многие клубы прекратили свое существование. Те клубы, которые остались, либо нашли другое финансирование, либо просто работают благодаря энтузиазму тренеров.

Позже выпускники этих школ захотели продолжить играть в дебаты и заинтересовались классическим студенческим форматом Парламентских дебатов. Параллельно шло создание дебатных клубов при вузах по всей стране, но прежде всего в крупных городах: Киеве, Харькове, Днепре, Одессе, Ивано­-Франковске и других. В 2007 году была создана первая общественная организация «Дебатная Академия», а позже, в 2011 году –  «Федерация Дебатов Украины», основателями которой выступили бывшие члены «Дебатной Академии».

Сейчас в 17-­ти регионах страны, в том числе и в нашем, существуют региональные отделения, которые объединяют сотни молодых людей практически со всех уголков Украины.

Каждые две недели в Украине проходит дебатный турнир. На фото – победители престижного международного турнира «Lviv Open 2017», из Чехии

Если говорить о Днепре, то он вошел в историю украинских дебатов не только потому, что одним из основателей студенческого дебатного движения является наш земляк, Александр Куприенко (сейчас – депутат Днепровского городского совета), а также потому, что впервые в истории Украины школьные дебаты получили широкомасштабную поддержку со стороны местной власти: 21 декабря 2016 года на ХVII сессии Днепровского городского совета была принята «Программа развития образовательной технологии «Дебаты» в общеобразовательных учебных заведениях города Днепра на 2017-­2021 год» с беспрецедентным финансированием: 18 миллионов гривен. На эти деньги городская власть планирует основать более ста школьных дебатных клубов по всему городу, провести серию обучающих тренингов для учителей, турниров и дебатных встреч (баттлов) для учеников, создать онлайн­курс для школьников и учителей и многое другое. 

Зачем все это детям, спросите вы? Нельзя ли потратить деньги на более важные вещи?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала прояснить правила дебатов и их основные принципы.

Несмотря на то, что форматов дебатов существует достаточно много (всех их не знает даже автор этих строк), основные принципы – одинаковы. Это:

  • команды делятся на тех, кто поддерживает данную тему (резолюцию), и тех, кто ее не поддерживает;
  • команда не выбирает свою позицию: за нее это делает либо жребий, либо специальная компьютерная программа (на открытых соревнованиях);
  • соревновательность сторон: в дебатах всегда есть победитель и проигравший;
  • равнобалансность темы – каждая тема имеет одинаковые по количеству и силе аргументы «за» и «против» данной резолюции. Победа в раунде зависит не от своей позиции, а от личных навыков каждой команды;
  • победителя в раунде определяет судья, который изначально не имеет своего личного мнения по данной теме и расставляет места в комнате (раунде) в зависимости от соответствия аргументов теме (релевантность), их доказанности и силе.

Отвечая на вопрос «Почему это важно?», я люблю выделять три основные составляющие этой интеллектуальной игры: 1) дебаты как развитие человека, 2) дебаты как развитие общества и 3) дебаты как досуг. Все три функции тесно переплетены.

Если говорить о первой составляющей, то дебаты дают человеку тот багаж навыков и знаний, который делает его успешным в современном мире. Это прежде всего развитие навыка публичного выступления, так как формат дебатов предполагает, что ты выступаешь перед кем­то, определенной аудиторией участников, а в случае выхода в финал турнира – ещё и перед многочисленной толпой зрителей.

Дебаты необходимы тем, кто хочет избавиться от страха публичных выступлений, научиться выступать так четко и красиво, чтобы тебя другие хотели слушать. Если ребенок хочет в будущем связать себя с публичной сферой – это «самое то» для него.

Во­вторых, дебаты – это отличный способ развития мышления, прежде всего критического и аналитического. Умение подвергать все сомнению, постоянно проверять любую информацию из разных источников, прежде чем поверить во что­то, находить причинно­следственные связи, уметь строить логически и правильно предложения – вот чему действительно учат дебаты и что пригодится многим в жизни. Ведь судья в дебатах не ведется на красивые фразы «Покращення життя людей вже сьогодні», «Жити по­-новому» или ничем не подкрепленную «статистику» – он оценивает только здравый смысл идеи. Поэтому хорошие дебатеры могут запросто стать учеными, журналистами, экспертами и просто людьми, которые хорошо разбираются в разных сферах человеческой деятельности.

В­третьих, дебатирование развивает эрудицию: темы дебатов касаются не только политики, как может показаться на первый взгляд, но и социальной сферы, экономики, истории, международных отношений, права, экологии и т.п. При подготовке к теме дебатов человек невольно начинает разбираться в этом вопросе, анализировать его, запоминать факты и статистику ради победы на раунде. В дальнейшем он может использовать полученные знания не только в работе, но и даже во время проведения досуга и бесед с друзьями.

И в­четвертых – это работа в команде. В дебатах (за исключением формата Линкольна­-Дугласа) ты постоянно работаешь с напарником (или напарниками). Это помогает развивать лидерские качества, умение «проталкивать» и отстаивать свои собственные решения, а также слушать своих напарников и учиться вовремя поступаться личным мнением ради достижения общего успеха. Это будет полезно многим, кто имеет низкий навык умения работы в команде, и тем, кто желает успешно создавать и управлять своей командой.

Вторую составляющую дебатов также можно условно разделить на несколько элементов.

Во­первых, это обучение культуре дискуссии. По мнению многих отечественных экспертов, и судя по частым кулачным баталиям в Верховной Раде, в Украине среди политической элиты и в обществе в целом отсутствует культура публичного спора.

Это является наследием советского строя, когда любые «отклонения» от линии партии, в т.ч. высказывания, которые отличались от общепринятой линии, наказывались, и люди не научились уважать оппонентов, имеющих иную точку зрения, а тем более вести с ними диалог.

А может, на нашу политическую элиту все ещё действует культура 90-­х гг., когда многие вопросы решались силовым путем.

Тем не менее, именно в сегодняшнее время – время поляризации общественного мнения на фоне аннексии Крыма и боевых действий на Донбассе, обучение культуре спора необходимо как никогда.

Дебаты учат выслушивать друг друга, не перебивать во время спора, задавать вопросы только с разрешения выступающего или когда того требует регламент. Это помогает дисциплинировать человека во время спора и одновременно прививает ему желание выслушивать других людей и уважать мнение другого человека.

Второй момент – защита общества от различных информационных манипуляций и «фейков». Как уже упоминалось выше, дебаты учат критическому и аналитическому мышлению, наличия у человека которого очень не любят всякие манипуляторы общественным сознанием. Человеку, который мало­мальски знаком с дебатами, легко понять, где нарушена логическая цепочка и где причина не связана со следствием. В некотором смысле обучение дебатам является панацей от навязанной нам информационной войны, а также различных манипуляций, которые мы можем наблюдать во время выборов, в рекламе товаров и услуг и т.п.

В­третьих, дебаты учат толерантности и уважению другого человека. Благодаря свойству, что позиция в игре тебе указывается согласно жребию, часто приходится в дебатах отстаивать позицию, которая противоречит твоим принципам. Это заставляет тебя более углубленно изучить аргументы твоего оппонента, и впоследствии – более толерантно и уважительно относиться к его позиции, – что в дальнейшем передается и на жизненный опыт человека.

И переходим к последней, к третьей функции, – функции досуга. Дебатами школьники и студенты занимаются добровольно и в свободное от учебы/работы время. В Украине, к сожалению, существует очень небольшое количество учебных заведений, которые внедряют дебаты в обучение. Я, как и большинство моих коллег, пришли в первый раз и постоянно посещаем такие мероприятия, получая удовольствие от тренировок, хоть часто те связаны с интенсивными интеллектуальными нагрузками.

Кроме тренировок, существуют ещё мероприятия иного рода, а именно: дебатные школы и дебатные турниры. Приблизительно раз в две недели в Украине происходит значимое дебатное мероприятие.

Любой турнир, или дебатная школа – это не только непосредственно сами тренинги или игры, или официальная часть, которая состоит из дебатных игр либо тренингов или упражнений, но и неофициальная часть. Вечеринка – это важная составляющая часть дебатов. На ней дебатеры знакомятся друг с другом, общаются, находят новых напарников на следующий турнир (или тиммейтов) и просто отдыхают. Темы разговоров могут быть как обычными, например, о футболе, моде, политике, учебе, так и о дебатах, о которых некоторые игроки могут говорить часами.

Несмотря на то, что порой судьи и игроки являются лучшими друзьями, на судейском решении это практически не отражается – людей c репутацией ангажированного судьи в дебатном сообществе вряд ли поставят судить на хороших турнирах.

И в конце нашего повествования – о состоянии дебатов в нашем родном городе.

В Днепре в последнее время активно развивается школьное дебатное движение. На фото – финалисты Первого городского школьного турнира по дебатам – 2017

На сегодня в Днепре есть два постоянно действующих студенческих дебатных клуба: в Днепровском национальном университете имени Олеся Гончара и в Днепропетровской медицинской академии. Там постоянно тренируются студенты с разных факультетов, и даже вузов.

Также в нашем городе успешно функционирует Днепровское отделение Федерации Дебатов Украины (ФДУ), которое ежегодно проводит два турнира, одну дебатную школу, а также регулярно раз в неделю проводит свои заседания, обычно после окончания лент.

Если говорить о школьных дебатах, то в Днепре параллельно существуют две организации, которые занимаются школьными дебатами.

Первая – «Newvision», которая постоянно сотрудничает с несколькими дебатными клубами в городе, основанными еще в далекие 90­-е в рамках программы фонда «Открытое общество». Организация ежегодно проводит один дебатный турнир, а также регулярные заседания в собственных клубах.

Конкуренцию ей составляет Департамент гуманитарной политики Днепровского городского совета, который в рамках «Программы развития образовательной технологии «Дебаты» в общеобразовательных учебных заведениях города Днепра на 2017­-2021 год» в сотрудничестве с местной ячейкой «Федерации Дебатов Украины» за период с марта по сентябрь 2017 года открыли 55 новых дебатных кружка, где постоянно занимаются дебатами более четырехсот детей в возрасте 12­-16 лет.

В активе у департамента проведенный в июне этого года городской дебатный турнир на 60 участников, а также регулярные тренинги для руководителей кружков по основам дебатного мастерства – от опытных и титулованных дебатеров со всей Украины. Методическая, тренерская, а также менторская поддержка молодым клубам предоставляется волонтерами «Федерации Дебатов Украины». В планах программы – проведение двух турниров: в ноябре и декабре этого года, а также открытие новых дебатных клубов в следующем году.

Максим Красиков

577

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.