Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Политика


Как «золото партий» из госбюджета разлетается миллионами на рекламу в СМИ

31.01.2018 18:49:49

По расходам партий на рекламу можно установить, на какой электорат делает ставку та или иная политическая сила.

На рекламу в медиа партии тратят 45 миллионов гривен. Больше всех тратит партия «Народный фронт», вместе с «Радикальной партией» они делают ставку на телевидение. «Опоблок», БПП и «Батькивщина» рекламируются в газетах.

Об этом сообщили активисты общественного движения «Честно» по итогам соответствующего мониторинга.

Впервые парламентские партии получили государственные средства на уставную деятельность в третьем квартале 2016 года. За первый год расходов госсредств в целом они потратили 315 миллионов 765 тысяч гривен (без учета средств, возвращенных в бюджет). Активисты «Честно» исследовали: на что партии тратили средства из государственного бюджета.

Бюджетные деньги идут на отдельный счет партии. Это позволяет отслеживать, куда именно они расходовались. Однако это правило перестает работать после того, как центральная ячейка распределяет деньги по регионам.

«В местных ячейках нет отдельных счетов для государственных денег. Они смешивают их со своими – и становится невозможно понять, покупалась реклама за бюджетные деньги или собственные средства партии. Ни одного нормативного акта, который регулировал бы этот процесс, не существует», – прокомментировал ситуацию Игорь Фещенко, ведущий аналитик по партийным финансам «Честно».

Как правило, собственные средства составляют 1-5% на счетах региональных представительств партий (исключение только у харьковского регионального представительствп БПП – 24%), в связи с этим при анализе данные суммы были опущены. Таким образом, активисты подсчитали совокупные расходы всех местных ячеек.

Так, за год на рекламу в медиа партии совокупно потратили 45 миллионов гривен, то есть менее 15% от общей суммы всех расходов. Однако на разные статьи партии тратили тоже по-разному. БПП потратил на медиа меньше 1%, в то время как в РПЛ и «Народном фронте» эти суммы составляли 35% и 38% от общей суммы расходов соответственно.

«В партийном отчете мы видим только конкретные платежи на конкретный тип медиа. Увидеть конечный материал, за который заплатили государственными средствами, невозможно. Партии не передают копии и образцы в НАПК (Национальное агентство по предотвращению коррупции – ред.), акты о выполненных работах с описанием работ не подлежат публикации. Поэтому собирать публикации в СМИ активистам приходилось самостоятельно. Усложняло ситуацию использование ФЛП в качестве посредников», – отметили общественники.

Если сделать распределение по типам медиа, можно собрать портрет избирателя, на которого опирается партия.

Так, например, партия «Самопомощь» тратила значительные суммы на продвижение в Интернете. Более 5 миллионов было выплачено рекламной сети Admixer.

«Мы уже давно развиваем свое информационное присутствие в сети Интернет, ведь это самая быстрая и самая простая возможность коммуникации напрямую с нашими преверженцами. Кроме того, в отличие от других ресурсов, эффективность коммуникации очень легко измерить: мы сразу видим охват, реакцию, комментарии», – рассказала Светлана Блинова, пресс-секретарь «Самопомощи».

«Телевизионные» деньги получили холдинг «Старлайт Бренд Контент», который владеет телеканалами СТБ, ICTV, Новый канал (3 млн грн.) и Национальная телерадиокомпания Украины с региональными представительствами (11 млн грн.). При этом из 11 миллионов – 3 миллионов 346 тысяч гривен получил полтавский телеканал «Лтава».

Еще одна особенность «Самопомощи» – газеты они печатают сами, а не покупают рекламное пространство у других, как это делают БПП и «Оппозиционный блок». На печать «Самопомощь» потратила 26 миллионов 809 тысяч гривен государственных средств.

«В прошлом году мы запустили бесплатную подписку газеты «Объединение «Самопомощь». На начало 2018 года газету подписали почти 100.000 украинцев», – отметила Светлана Блинова.

Тираж каждой партийной газеты «Самопомощи» достигает 3-4 миллионов экземпляров

«Народный фронт» есть везде, констатируют активисты «Честно»: в абсолютных цифрах их расходы самые крупные. Это единственная партия, которая существенно вкладывает в эфиры на радио – 3,5 миллионов гривен. 90% этих денег потрачены на услуги радиогруппы «Тавр» (Хит FM, Мелодия, Русское Радио, Релакс, KISS FM, Радио Рокс) и «Радио-Эра». 20 миллионов гривен «Народный фронт» заплатил за телерекламу холдингу «Медиа группа Украина» Рината Ахметова («Украина», «Донбасс», «НЛО-ТВ», «Футбол»), а также 12,5 миллионов – «Старлайт Бренд Контент» Виктора Пинчука (СТБ, ICTV, Новый канал).

На сайте «Народного фронта» можно найти еженедельный вестник без данных о тираже и заказчике

Блок Петра Порошенко «Солидарность» заплатил 1 млн 366 тыс. гривен Национальной телерадиокомпании Украины и ее региональным представительствам. Печатная реклама, в основном, покупалась в районных газетах. Вероятно, это делается с прицелом на следующие парламентские выборы, на которых БПП ставит именно на региональных избирателей, считают активисты «Честно».

В газетах БПП тоже отсутствует информация о тираже и заказчиках

«Неизвестно, принесет ли это пользу исключительно БПП, потому что такой тактикой использования региональных телеканалов и газет не гнушаются и «Батькивщина», и «Оппозиционный блок». Отличие между этими партиями заключается в том, что большинство эфиров «Оппоблока» приходится на медиа Юга и Востока Украина, а «Батькивщины» – на медиа Центра и Полесья», – отследили общественники.

Радикально отличается ситуация в партии Ляшко. Она выбирает преимущественно телевидение. Расходы на телерекламу составляют 98% всех медиа-расходов РПЛ. Больше всего получили телеканалы «112-Украина» (28 млн) и «Новости 24» (14 млн 720 тыс. грн.). Замыкает тройку ТРК «Эра» (7 млн). Из региональных телеканалов много платили «Телевизионной службе Днепропетровска» (1 млн 177 тыс. грн.) и уже упомянутой полтавской «Лтава» (988 тыс. грн.).

Активисты «Честно» обратились за комментарием к парламентским партиям – фигурантам исследования, однако не одна из пресс-служб партий не вышла с общественниками на связь.

«Суммы расходов по типам медиа могут определенным образом отличаться от действительности. Причина заключается в том, что партии часто обозначают расход как «информационные услуги», поэтому четко выяснить – пошли деньги на телерекламу или на рекламу, например, в Интернете, сложно. Кроме этого, непонятно, за какие именно услуги получил телеканал: рекламный блок, участие в ток-шоу или новостной сюжет.

Партийные отчеты являются «зеркалом» политической ситуации в государстве. Внимательно наблюдая, на какие каналы коммуникации партии тратят средства, можно увидеть, на какую аудиторию они ставят в будущей предвыборной гонке», – сделали вывод в движении «Честно».

Подробнее пересмотреть расходы партий можно с помощью интерактивного инструмента «Золото партий».

972

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.