Бомж, буддист, брутальный брат (ФОТО, ВИДЕО)

26 лютого 2018 о 13:24 - 1686

Avataradmin


Бомж, буддист, брутальный брат (ФОТО, ВИДЕО)

Драматический анекдот на два действия по пьесе Гарольда Пинтера – «Вахтер», спектакль Днепровского академического украинского музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченко. Премьера состоялась в ноябре 2017 года.

Писатель, а тем более сценарист – это та порода беспринципных экспериментаторов, которые могут смешать в одной колбе что-то, что в естественной среде под воздействием природных факторов смешаться ну никак не может. И смело скрещивают виды, создавая таких кадавров, что даже генетики перекрестились бы. Зачем? А просто шутки ради. Ради того, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

Вот так, волей Гарольда Пинтера и режиссера Вячеслава Волконского, однажды вместе встретились босяк Дэвис, блаженный Астон и жесткий прагматичный Мик. И вокруг них начала вращаться маленькая вселенная, забитая хламом старого дома, наполненная приведениями покойной матушки и добрыми небесными ангелами, посещаемая божествами из буддистского пантеона. Почему так произошло? Да, собственно, вполне житейский случай – тихий сумасшедший Астон подобрал себе на улице нового друга – беспризорника, безнадежно пропащего Дэвиса. Но такая дружба не пришлась по вкусу строгому братцу, которому, похоже, вообще не особо интересно, чем там живет брат – он вынашивает планы личного обогащения и, если цель будет оправдывать средства, сможет продать и брата.

И если с завязкой все более-менее понятно, то о чем эта история дальше – объяснить трудно. Пожалуй, это история метаморфозы Дэвиса (его роль исполняет Василий Петрушко). Никогда не имевший дома, не гнушавшийся мелким воровством, Дэвис впервые сталкивается с добротой почти космически абсолютной, на которую способны только святые и сумасшедшие. Астон рад подарить ему все, что имеет – и денег даст, и ботинки подберет, одеяло постелет. Дэвис неловко давится таким новым, а потому труднопроизносимым для него «спасибо». И из подлого босяка на время вроде бы даже трансформируется в любезного и внимательного друга. Идиллия!

Но человеческая природа хуже, подлее, чем у всякого другого существа. Щенок, подобранный на улице, может вырасти верной собакой, но превратить первого встречного босяка в верного друга невозможно. Такое бывает только в романтических пьесах, а наша пьеса не о розовых грезах. Потому единственное, что разрастается в Дэвисе – это совсем не благодарность, а чувство собственной важности в жизни Астона. А редкие столкновения с суровым братцем Миком (роль исполняет Ярослав Бескоровайный) только усугубляют и без того дурные его особенности – Дэвису кажется, что в доме он выполняет какую-то очень важную роль, может быть, даже несет службу, без которой все пойдет прахом – он сам назначает себя на солидную должность вахтера и очень этим кичится. Но нужен ли такой вахтер хоть одному из двух по-своему несчастных братьев? Разочаровавшись, его просто гонят прочь. Дэвис, как пес, который кусал руку, кормившую его, снова оказался на улице. В последней своей реплике он взывает к состраданию к бездомным, и делает, кстати, это весьма душевно, но после всего вышесказанного со сцены сострадать как-то не получается.

Самый сложный персонаж пьесы – Астон, чью роль исполняет Владислав Олейник. Стараниями актера Астон получился замечательным «человеком дождя», правда, для зрителя этот персонаж все равно остался темной лошадкой. Непонятно, чем вообще руководствуется этот герой – темная история о несложившейся любви, еще более темная история – впадение в полный буддизм и появление ангела, сумасшедший дом со всеми его тяготами – история не темная, но грустная… но теперь-то что? Зачем этот персонаж делает то, что делает? Видимо, просто живет. Как все психи. Но эта странная пустота персонажа отпугивает и не дает воспринимать героя, как положительного. И его финальная холодность к Дэвису – что-то, что совсем не вяжется с блаженной добротой городского дурачка, которому видятся ангелы и который по-буддистски любит всех и вся. Это жестокая холодность. Похожая на месть за мелкую обиду. Питомец (а это, между прочем, был живой человек!) не достаточно подобострастно вилял хвостом? Не оказался ТАКИМ другом, какого Астон себе придумал?

Да, в спектакле совершенно нет положительных персонажей. Что непосредственно после просмотра оставляет тяжкое, гнетущее послевкусие. Так что можно попытаться дать оценку благодаря ключам, которые дал в определении своей истории сам Гарольд Пинтер – это драматический анекдот. А анекдот – это просто нелепый казус, о нем не стоит думать слишком уж серьезно. Ну, случилось и случилось. Будем жить дальше.

Фото, видео – с группы театра им. Шевченко в Facebook`e

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: