Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Политика


Чем полезен Украине опыт государственного управления в странах ЕС

05.04.2018 17:09:31

Примеры Словении, Словакии и Чехии.

По Всемирному показателю качества государственного управления, эффективность украинского правительства составила 31,73 пунктов из 100.

Для сравнения: Словения – 83,65, Словакия – 76,44, Чехия – 79,81 (по состоянию на 2016 год). Самый высокий рейтинг среди стран ЕС получила Дания – 99,04 пункта.

А единственной страной, но неевропейской, которая получила 100 пунктов, является Сингапур. Что и неудивительно, ведь государственное управление в этом городе-государстве происходит по примеру корпорации, а не «клуба по интересам».

В ЕС в течение 2000-х годов все страны активно внедряли Принципы публичного администрирования. Общей чертой процесса реформирования для стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) стала почва для изменений госуправления – приватизация и дерегулирование. Оба аспекта направлены на сближение государственного и частного секторов.

Цель реформы государственного управления в Украине – построить современную, прозрачную и эффективную систему государственного управления, соответствующую стандартам ЕС и способную разрабатывать и реализовывать государственную политику в интересах граждан, обеспечивать устойчивое развитие и отвечать на многочисленные вызовы.

Это часть процесса децентрализации власти в Украине. В перспективе она изменит баланс власти и предоставит больше прав и обязанностей, а также бюджетных средств местным органам власти, сделает их менее зависимыми от центра.

«В какой бы стране ни происходила реформа государственного управления, это всегда непростая задача. Чтобы ввести системные изменения, понадобится несколько лет, – отмечает Питер Вагнер, руководитель Группы поддержки Украины в Европейской комиссии. – В Украине, где со времен бывшего Советского Союза не было ни одной реальной попытки провести реформу государственного управления, это особенно сложно. Но Украина не единственная страна, которая имеет перед собой такой вызов. Другие страны Восточной Европы также неоднократно вставали перед необходимостью реформирования их государственных служб».

Словения начала реформу госуправления как целостный курс в 1996 году, когда правительство определило намерения приобрести статус члена ЕС, что и было достигнуто в 2014 году. С тех пор каждые два-три года стратегию реформы пересматривают, чтобы идти в ногу с изменениями в технологиях и ожиданиями общественности.

Государственное управление представлено 15 министерствами, 16 вспомогательными государственными службами, около 50 автономными подразделениями в составе министерств (например, налоговое управление) и 58 местными административными подразделениями.

Органы местного самоуправления не относятся к этой категории, их структура выстроена в процессе децентрализации, продолжающейся с 2006 года.

В то же время, Словения – наиболее централизованная страна среди государств ЕС. Все это требовало внесения изменений в конституцию для передачи части вопросов с общегосударственного на региональный уровень.

Главным испытанием стало налаживание сотрудничества между центральными и местными органами власти.

Ключевыми направлениями реформы были и остаются пересмотр системы государственной службы, реорганизация административных структур и внедрение электронного управления. Цель состояла в том, чтобы сделать государственную службу более удобной для потребителей услуг и задействовать все возможные технологии для уменьшения контактов с госсистемой или сделать ее более ориентированной на клиента.

Работа центральных органов власти трансформировалась в соответствии с потребностями национальной экономики быть более конкурентной на мировом рынке.

Правительство Словении пересмотрело также систему вознаграждений для государственных служащих – с целью поощрения работников и уменьшения взяток.

Словакия начала реформу государственного управления в 1989 году. Эта реформа называется «Программа ESO» (Effective, Reliable and Open state administration). Реформа, конечно, была сосредоточена на создании удобного для потребителей, эффективного и прозрачного государственного управления на всех уровнях. Другой важной задачей была оптимизация затрат на него. Чтобы этого достичь, правительство создало районные и региональные представительства.

Одним из первых и важных шагов было проведение аудита органов центральной государственной власти с целью уменьшения расходов на содержание государственного аппарата. Программа ESO даже имела свои фундаментальные принципы: «Один для всех, все для одного», «Однажды и достаточно», «Друг по телефону». Как видно, благодаря этим девизам доносилась мысль о том, что система, наконец, имеет человеческое лицо.

Программа ESO была повторно пересмотрена в 2013 году. Все изменения направлены на укрепление иерархического типа администрирования. В то же время, органы местной власти и офисы для комплексного решения вопросов граждан способны предоставить все необходимые услуги.

Естественно, что процесс децентрализации в Словакии предусматривал территориальную реорганизацию, фискальную реформу и реформу госуправления. Региональные государственные администрации были реорганизованы несколько раз, чтобы создать органы по оказанию услуг, которые станут ближе к людям.

Чехия начала процесс реформирования после Бархатной революции в 1989 году. Основное внимание было сосредоточено на децентрализации, создании широкого спектра местных органов, что позволило бы людям быстрее и удобнее получать услуги. Также причиной для этого была децентрализация финансовых потоков и ответственности.

Из описания реформы видим, что: «Государственные функции, как правило, должны осуществляться преимущественно теми органами власти, которые ближайшие к гражданам. В процессе предоставления ответственности другому органу власти следует взвешивать масштабы, характер задачи и требования к результативности и экономии».

Чешское правительство способствовало повышению престижа государственного управления в глазах общественности, уменьшению коррупции, а также созданию механизма эффективного административного контроля.

836

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.