Не лучшие времена
В марте 2018 года по сайтам страны разлетелась новость – на производствах украинской промышленной компании «Интерпайп» – дефицит персонала.
«Польша, как пылесос, втягивает трудоспособное население Украины. Сегодня металлурги и машиностроители фактически конкурируют за персонал не друг с другом, а с польскими предприятиями», – сказал бизнес-порталу Uaprom Денис Морозов, директор по экономике и финансам компании «Интерпайп».
При этом Морозов подчеркнул, что на предприятиях «Интерпайпа» доход рабочих ежегодно растет: средняя зарплата на предприятиях за декабрь 2017-го превысила 9.200 грн.
«Мы уже видим финансовые потери, связанные с отсутствием персонала. Мы не можем укомплектовать четвертую смену на заводе в Никополе, укомплектовать колесопрокатный цех. По моим оценкам, по причинам, связанным с дефицитом персонала, мы потеряли не менее 5 тыс. т в производстве за январь-февраль 2018 года.
Основная потребность в квалифицированных рабочих – токарях, резчиках, вальцовщиках, обработчиках металла», – сказал он.
Слова производственника подтверждаются и данными облуправления статистики: в первые три месяца текущего года наибольшим спросом пользовались рабочие по обслуживанию, эксплуатации и контролю за работой технологического оборудования, составлению оборудования и машин, квалифицированные рабочие с инструментом.
Решить проблему могут заведения профессионально-технического образования, но сегодня система подготовки квалифицированных рабочих переживает не лучшие времена.
Продолжает неуклонно снижаться общее количество учащихся в профессионально-технических учебных заведениях – в среднем, на 1 тыс. учащихся в год.
По состоянию на конец прошлого года в области насчитывалось 22.700 учащихся 58 профессионально-технических учебных заведений (за последние несколько лет ни одно из них пока не закрылось). Соответственно, снижается и количество выпускников. Все это связано, в том числе, и с падением престижа рабочих профессий.
Под вопросом и качество образования этих самых выпускников. Сомневаться в качестве украинского профессионально-технического образования можно по объективным причинам: устаревшая материально-техническая база учебных заведений, отток квалифицированных преподавателей за границу и недостаточное сотрудничество с бизнесом.
Швейцарский след
Конечно, слишком сгущать тучи тоже не стоит. В условиях уменьшения количества учащихся, конкуренция за них только растет.
«Для того, чтобы выдержать конкуренцию, наш коллектив в 2004 году создал первый центр, в котором изучаем материалы ТМ «Ceresit». В 2015 году мы открыли центр «Knauf», – рассказывает Валентина Яблонская, директор Днепровского высшего профессионального училища строительства. – Сейчас пользуются спросом наши строители. Мы своим коллективом пытаемся выпустить ученика, в первую очередь, конкурентноспособным, мобильным, чтобы он был затребован на рынке труда».
Благодаря таким центрам выпускники училища знакомятся с современными строительными технологиями и материалами. Кроме того, в 2016 году на базе училища создан Межрегиональный учебно-практический центр монтажа санитарно-технических систем и оборудования по европейским технологиям. Центр создан при участии представительства Geberit International Sales AG в Украине совместно с Швейцарским бюро сотрудничества в Украине.
История этого училище, скорее, исключение из практики.
Тезис об устаревшей материально-технической базе заведений профтехобразования подтверждает и глава представительства Geberit International Sales AG в Украине Алексей Раков.
«Ежегодно в нашей стране выпускают много юристов, экономистов, менеджеров, а не хватает – квалифицированных сантехников. Наши студенты-сантехники не имеют доступа к новейшим знаниям и технологиям, они учатся по учебникам 70-80-х годов и лишены возможности практиковать с современными инструментами. Как следствие – они не конкурентоспособны, не в состоянии предоставить качественные услуги, не получают достойного вознаграждения, а профессия «сантехник» – не престижная. Наш проект призван кардинально изменить ситуацию. Взяв за основу швейцарскую программу подготовки сантехников и учитывая особенности украинского рынка, по сути, была создана модель по модернизации сантехнического образования в Украине. Отныне студенты будут иметь новейшие модульные учебники, учебные классы с демонстрационными материалами и современные мастерские – полностью оборудованные в соответствии с учебным курсом», – рассказывает Раков.
О проблеме с профтехобразованием в правительстве знают и пытаются изменить ситуацию: выделяют финансирование на создание в заведениях профтехобразования современных учебно-практических центров.
Пока утвержденной Концепции современного профессионально-технического образования нет. Но уже известно, что заведения профтехобразования в Украине собираются укрупнять, давать им больше автономии, а образование будет предусматривать «дуальную» форму обучения и основываться, в том числе, на компетентностях.
Как в Германии
Система «дуального» образования была сформирована в Германии в 60-х годах. По словам аналитика ОО «Украинский центр европейской политики» Дмитрия Науменко, эта форма образования основана на согласованном взаимодействии заведений профтехобразования с бизнесом, что позволяет подготавливать квалифицированные кадры с учетом требований работодателей.
В европейских странах, например, в Австрии, Швейцарии и Дании, дуальная форма образования подразумевает, что около 70-80% времени учащиеся проводят на производстве: 3-4 дня в неделю – на предприятии, 1-2 – в учебном заведении. Для этого заключается договор между предприятием, учеником и профессиональной школой.
«Профессионально-техническое образование без участия местной громады, без участия работодателей не живет. Для его развития необходима синергия – объединение всех заинтересованных сторон», – говорит Антон Демура, заместитель директора департамента образования и науки Днепропетровской облгосадминистрации.
По его словам, в Германии заказ на обучение кадров формирует не государство и не местная власть, а торгово-промышленная палата, которая объединяет работодателей.
Кстати, на сегодняшний день, правительство Украины утвердило 19 профессий, которые являются приоритетными для развития экономики страны. Подготавливать соответствующих специалистов в заведениях профтехобразования будут за деньги из государственного бюджета. Среди прочих, в список вошли такие профессии, как помощники машинистов электро- и тепловоза, монтер пути, токарь, слесарь, бурильщики, пчеловод, виноградарь и даже живописец!
Реформа будет предусматривать и пересмотр государственных стандартов профтехобразования в Украине, адаптируя их к реалиям рынка.
«По стандартам Европейского Союза для того, чтобы продать товар, нужно подложить сертификат, в котором указано, в том числе, и специалисты с какой профессиональной подготовкой брали участие в производстве этого материала. Без подтверждения профессионального уровня этот товар никто по стандартам Евросоюза не продаст и не купит», – говорит Демура.
Антон Филиппов