Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Записки красными чернилами


Код Онегина (ФОТО)

31.07.2018 17:08:01

30 июня, Днепропетровский академический театр оперы и балета, премьера оперы П. Чайковского «Онегин. Life».

Есть такие сюжеты и истории, к которым, казалось бы, уже просто нечего добавить – поколения творцов, которые брались писать полотна или музыку, делать постановки или сценарии по классическому произведению, уже успели сказать и додумать все, что только можно было. Вот так и «Евгений Онегин», роман в стихах, написанный А.С. Пушкиным в 1823-1830 годах – это как самое цитируемое произведение, так и сюжет, переживший массу интерпретаций, всевозможных нестандартных прочтений. Сцена дуэли – хлеб не одного поколения комиков, письмо Татьяны – источник вдохновения для многих романтических поэтов, а за постановку оперной версии истории брались ценители классики и постмодернисты. Так разве за эти несколько веком еще не все сказано? Но, как оказывается, и тут еще возможно новое прочтение. Вот так опера ««Онегин. Life», премьера которой состоялась 30 июня в Днепропетровском академическом театре оперы и балета – это классика, но классика под новым углом. Режиссер Жанна Чепела выносит на сцену сюжет не линейный, со своей завязкой и драматическим финалом, а как будто некую ретроспективу – действие разворачивается в памяти главного героя, Онегин вспоминает светлые и грустные дни, связывающие его с семьей Лариных, с добрым другом и соседом Ленским. Они тенями бродят в его памяти или он всплывает между ними, как тень. Найдет ли Онегин ответ на свои вопросы – что разрушило идиллию, что было главной ошибкой? Сможет ли пережить эту драму?

Своего рода ключом к пониманию и трактовке этой новой интерпретации величайшего из романов, стало новое заглавие оперы – «Онегин. Life». Как будто, кроме главного персонажа, на сцену выходит еще одна сила – сама жизнь. В своей быстротечности и переменчивости, она не прощает ошибок и слабости, но всегда оставляет заблудшим последнюю лазейку – возможность пережить, перемолоть и выжить. У Онегина есть такой шанс, но сможет ли он им воспользоваться – это предстоит разгадать зрителям. Даже не увидеть – буквально почувствовать.

Впечатляет новое оформление спектакля. Харьковским художников Александром Лапиным, заслуженным артистом Украины, была создана особая атмосфера, в которой оживающие тени главных и побочных героев – это не призраки, это яркие искры. Герой, ни на мгновение не покидающий сцены, порой попадает в их живой водоворот, а порой наблюдает как будто со стороны. Кто-то всплывает в его видениях из темной глубины серых декораций и также растворяется в них, кого-то уносит машинерия поворотного круга вместе со сменой сцены. Как сны, как спутавшиеся мысли…

Режиссер-постановщик Жанна Чепела особенно горда стопроцентным попаданием актеров в образы. Так Евгения Онегина в спектакле играет Александр Сергеев, заслуженный артист Украины. Его Онегин – цепляющийся за тени, заблудившийся человек, ищущий выход из адского лабиринта, в который он завел сам себя. Даже в его молчании выражено так много сложных эмоций…

Роль Татьяны Лариной на премьере исполняет Наталья Сандак. Прекрасная метаморфоза: из беззаветно влюбленной мечтательницы она взращивает своего персонажа, превращая в ту самую светскую львицу, чья любовь – мечта. И, конечно, кульминационная сцена со знаменитым письмом – бессонная ночь, пальцы в чернилах, слова, рвущиеся из самого сердца, спутавшиеся тени и грезы, как будто бесслезная боль – в исполнении Сандак это самая светлая лирика.

Зрители высоко оценили Зою Каипову, заслуженную артистку Украины, исполнившую роль Лариной – ласковая мама, скрывающая под маской строгости и незыблемого поклонения традициям самую нежную любовь и волнение по поводу сложных судеб своих дочерей. И, конечно, Тимур Парулава в роли Ленского, пылкий влюбленный, вынашивающий свою любовь, как горячку…

И, к слову, злополучный выстрел на сцене так и не звучит. Тени просто растворяются в сумраке памяти, остаются только страх и грусть.

Единственное, что не переживает перемен в этой постановке – классическое звучание оркестра. Музыка Чайковского и традиционное либретто сохранены полностью, не считая некоторых, малозначительных купюр, которые обусловлены нюансами вот такого прочтения. Дирижирует Юрий Пороховник, заслуженный деятель искусств Украины. Полнокровный, один из самых больших и мастерских оркестров Украины, который, к радости слушателей, есть в нашем Днепропетровском оперном театре, предлагает вживую услышать самую прекрасную оперную музыку, какая только была написана – величайший шедевр П. Чайковского.

1123

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.