Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Потребитель


Квартплата: мы спрашиваем, нам отвечают

11.09.2018 15:39:54

Прошло более полугода, как нам подняли стоимость услуг по обслуживанию многоквартирных домов. Возмущенные граждане продолжают писать жалобы, обращаются к местным органам власти и в Киев.

Например, жалоба №1. Решением исполкома Днепровского горсовета № 1043 от 28.12.2017 г. повысили тариф для некоторых домов, которые обслуживает КП «Экспресс». В среднем, тариф для этих счастливчиков – 3,36 грн.

Пересчет тарифа производился в соответствие с требованиями действующего законодательства – так указано в тексте Решения. Тогда по каким методикам считали тариф для домов, которым его утвердили по результатам конкурса? И почему цена по конкурсу получилась значительно дороже?

Если при тарифе в 3,36 грн рентабельность КП «Экспресс» – 3%, то какую рентабельность запланировали при тарифе 6,74 грн за м2?

В приложении 5 к Решению № 1043 – перечень составляющих тарифа. Сравниваю с теми, что прислал «управитель, определенный по результатам конкурса».

Уборка придомовой территории – 1,3 грн за м2. Управитель, выигравший конкурс, такую же придомовую территорию убирает за 2,01 грн/м2. Может быть, в наших дворах у дворников более продвинутые метлы? Или наши метут тщательнее, чем дворники КП «Экспресс»?

Нет, все осталось по прежнему. Как заходил в мой двор дворник 1­2 раза в неделю, так и заходит. Но платить мы должны в два раза дороже.

Уборка снега и посыпка тротуаров – 0,01 грн за м2, у нас – в 20,7 раза дороже! И у них, и у нас снег убирают одинаковыми лопатами, «их» снег ничем не отличается от нашего.

Техническое обслуживание внутридомовых систем водоснабжения, канализации – 0,7 грн за м2. У нас в 1,7 раза дороже! И в обслуживании этом ничего не изменилось со времени подорожания. В подвал моего дома полгода не заходил никто.

Дератизация – 0,01 грн за м2. У нас – в 4,8 раза дороже!

Дезинсекция – 0,01 грн за м2. У нас – в 8,4 раза дороже!

Обслуживание дымовых и вентиляционных каналов – 0,06 грн за м2. У нас в 2,4 раза дороже.

Текущий ремонт – 0,71 грн за м2. У нас – в 2,2 раза дороже.

Освещение мест общего пользования – 0,4 грн за м2, у нас – 0,444 грн за м2. У них что, электричество другое, худшего качества?

А еще у нас в тарифе есть то, чего у них нет – «Оплата управителю» – аж 0,87 грн за м2 общей площади дома. С моего дома это 7,3 тыс. грн ежемесячно!

Три коммунальных предприятия – «Жилищное хозяйство Самарского района», «Жилсервис­-2» и «Жилсервис­-5» – стали управляющими компаниями, и тариф назначили такой, какой захотели. А КП «Экспресс» на конкурс не пошло, ему тариф назначили решением исполкома – экономически обоснованный! Все эти предприятия находятся в собственности громады города и обслуживают эту же самую громаду.

Возникшие по этому поводу вопросы жильцы адресовали в коллективном письме Департаменту жилищно-­коммунального хозяйства обладминистрации

И получили такой ответ на 2-­х страницах. Первая страница:

«…В отношениях с предприятиями, учреждениями и организациями местная госадминистрация осуществляет управление на подведомственной ей территории только теми объектами, которые пребывают в государственной собственности, или теми, которые переданы ей в управление (ссылаются на закон – авт.)… КП «Жилищное хозяйство Самарского района», «Жилсервис­-2» и «Жилсервис­-5» пребывают в собственности города и подотчетны городскому совету (ссылаются на закон – авт.). В соответствии со ст. 13 ЗУ «Про особенности осуществления права собственности в многоквартирном доме…».

Приводят выдержки из закона.

Вторая страница:

«По информации департамента ЖКХ городского совета, руководствуясь ЗУ… (перечисляют законы – авт.). В соответствии с вышеперечисленными законами, были назначены управители на 2018 год.

Цена услуги по управлению многоквартирным домом при назначении управителя по конкурсу (ссылаются на закон – авт.) определяется на уровне цены, предложенной в конкурсном предложении победителем конкурса. Эта цена не подлежит государственному регулированию.

…Жилые дома, на которые распространяется Решение № 1043, находятся на обслуживании КП «Экспресс», цена услуг которого остается на уровне 2011 года, и вошли в перечень объектов конкурса.

Жилые дома, на которые определен этот тариф, находятся в пгт Авиаторское и приняты в коммунальную собственность в конце 2017 года после формирования перечня объектов конкурса».

Вы получили исчерпывающий ответ? Я – нет! Так и не понятно, почему экономически обоснованный тариф, утвержденный в решении № 1043, оказался в разы ниже, чем цена услуг управителя? Чем отличаются придомовые территории? За что надо платить управителю? И так далее…

Если бы на конкурсе выиграла частная управляющая компания, то заставить ее показать расчет стоимости услуг было бы довольно сложно. Но какие могут быть тайны у коммунальных предприятий перед своим собственником в лице громады?

И что это за цена такая, определенная по результатам конкурса? В соответствии со статьей 189 Хозкодекса, субъекты хозяйствования используют в своей деятельности свободные и государственно регулированные цены. Никаких иных видов цен я в Кодексе не нашла.

Свободные цены определяются субъектами хозяйствования по соглашению сторон (Ст. 190).

Субъектами хозяйствования в сфе­­ ре ЖКХ являются потребитель, управитель и исполнитель услуг. Если они применяют свободные цены, то эти три субъекта должны договориться между собой. В нашем случае, никакой договоренности о цене на услуги не было. В письме, 2 абзац на 2 странице, также четко сказано, что наша цена не подлежит госрегулированию. Если бы подлежала, то ее надо бы было экономически обосновать, как того требует Гражданский Кодекс. А нам именно в таком обосновании и отказывают.

Статья 191, 192 Хозкодекса – политика ценообразования, порядок установления цен и их применение … определяется Законом Украины «Про цены и ценообразование».

Согласно этому Закону, в хозяйственной деятельности могут применяться только два вида цен – свободные и регулируемые государством.

Почему это так важно для нас установить – какую цену нам установили? Потому, что сейчас нам отказывают предоставить обоснование этой цены, предоставить расчет. Горсовет и его исполком считают, что цена услуг управителя, определенная по результатам конкурса, не должна быть экономически обоснованная. А госрегулированные цены должны экономически обосновываться.

Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ Украины (в письме № 8/10 – 800­18 от 12.06.2018 г.) на коллективный запрос жителей Самарского района по поводу цены управителя, отвечает:

В случае, когда управитель определяется на конкурсе, цена услуги также определяется по его результатам, на уровне цены, предложенной в конкурсном предложении победителем.

Стоимость услуг по управлению многоквартирным домом определяется по договоренности сторон, кроме случая избрания управителя органом местного самоуправления. Теперь законодательством не предусмотрено механизмов госрегулирования цены на услуги по управлению многоэтажным домом. Следовательно, порядок формирования цены на услуги КМУ не утверждается, расчет цены органам местного самоуправления управителем не предоставляется.

Но другим письмом тому же адресату по тому же самому вопросу (письмо № 8/10 – 767­18 от 05.06.2018 г.), то же самое министерство отвечает прямо противоположное:

«Виробники (виконавці) послуг здійснюють розрахунки економічно обґрунтованих витрат (підтверджених матеріалами і документами) і подають їх органам місцевого самоврядування. Органи місцевого самоврядування перевіряють надані матеріали. Механізм формування тарифів визначено Порядком про забезпечення єдиного підходу до формування тарифу на житлово – комунальні послуги № 869, який поширюється на усіх суб’єктів, які надають ці послуги. Цей Порядок передбачає обґрунтування причин зміни тарифу…»

 Итак, мы получили на один вопрос два противоположных ответа. Какой хотите, такой и принимайте. Я думаю, что тут имеет место правовая коллизия. Принимая в 2015 году Закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», Верховная Рада нарушила целый ряд статей Конституции, Кодексов Украины и профильных Законов. И депутатам про это было известно.

Согласно 8 статье Конституции, все акты, что противоречат Конституции, признаются «нікчемними». Ниже Конституции – Кодексы, а только потом законы.

Законом «Про особенности осуществления прав собственности в многоквартирном доме» введен новый вид цены, что противоречит Хозкодексу и профильному закону. Следовательно, статья 13 ЗУ является «никчемной». А вот что дальше? Идти в суд? Долго и хлопотно. А получать отписки уже надоело.

А что посоветуете Вы? Давайте подумаем вместе!

Ирина Дейнеко

903

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.