В ЦИК объяснили правоохранителям и избирателям, как выявлять предвыборный подкуп

26 лютого 2019 о 13:33 - 1325

Avataradmin


В ЦИК объяснили правоохранителям и избирателям, как выявлять предвыборный подкуп

Центральная избирательная комиссия предоставила разъяснения отдельных положений законодательства о выборах Президента Украины относительно применения положений части 6 статьи 64 Закона Украины «О выборах Президента Украины». Данные положения касаются запрета проведения предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям денег, безвозмездно или на льготных условиях товаров, услуг, работ, ценных бумаг, кредитов, лотерей.

Об этом сообщили активисты Гражданской сети «Опора».

Так, законодательство Украины различает прямой и косвенный подкуп избирателей и устанавливает различные виды ответственности за его совершение. При этом квалифицирующим признаком косвенного подкупа избирателей закон определяет его связанность с проведением предвыборной агитации.

Прямым подкупом избирателей считается предложение, обещание или предоставление избирателю неправомерной выгоды за совершение им каких-либо действий (отказ от участия в голосовании, голосование на избирательном участке (участке референдума) более одного раза, голосование за отдельного кандидата на выборах, кандидатов от политической партии, местной организации политической партии или отказ от такого голосования, передача избирательного бюллетеня другому лицу). Прямой подкуп является преступлением и наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 до 3 лет.

Избиратели, которые приняли предложение, обещание или получили для себя или третьих лиц неправомерную выгоду за совершение или несовершение каких-либо действий, связанных с голосованием, в соответствии с частью 1 статьи 160 Уголовного кодекса Украины также могут подпадать под уголовную ответственность.

Часть 3 статьи 160 Уголовного кодекса Украины предусматривает уголовную ответственность также и за совершение предвыборной агитации путем предоставления неправомерной выгоды или безвозмездно товаров (кроме товаров, которые содержат визуальные изображения наименования, символики, флаги политической партии, стоимость которых не превышает размера, установленного законодательством), работ, услуг предприятиям, учреждениям, организациям. Все это является косвенным подкупом.

Выдержка из Уголовного кодекса Украины

«Анализ приведенных законодательных норм дает основания для вывода о том, что для установления факта подкупа избирателя по делам как уголовного, так и административного производства должно быть исследовано и установлено, имели ли место призывы или предложения голосовать за или не голосовать за определенного кандидата или упоминания его имени», – значится в разъяснении.

Абзац второй части 6 статьи 64 Закона Украины «О выборах Президента Украины» также устанавливает ограничение, согласно которому запрещается заключение с избирателями за счет средств избирательного фонда кандидата на пост Президента Украины платных договоров на проведение предвыборной агитации.

Однако согласно пункту 3 части 4 статьи 11, части 1 статьи 58 Закона, предвыборная агитация является одним из этапов избирательного процесса и заключается в осуществлении любой деятельности с целью побуждения избирателей голосовать за или не голосовать за определенного кандидата на пост Президента Украины.

Учитывая изложенное, участие избирателей в осуществлении предвыборной агитации, в том числе на основе бесплатных договоров на ее проведение, является гарантированным Конституцией Украины правом и не может быть ограничено.

Привлечения избирателей к непосредственному осуществлению мероприятий предвыборной агитации в соответствии с законодательством о выборах возможно только на безвозмездной основе.

При этом в договоре на организацию и/или проведения предвыборной агитации и/или распространение материалов предвыборной агитации, при необходимости, может предусматриваться возмещение расходов физических лиц, привлеченных к непосредственному осуществлению мероприятий предвыборной агитации, на телефонные услуги, проезд (включая перевозку багажа), питание, проживание и другие расходы в случае осуществления мероприятий предвыборной агитации в другом населенном пункте, и тому подобное.

Средства, уплаченные кандидатом на пост Президента Украины по такому договору, должны быть отражены в отчете о поступлении средств на текущий счет избирательного фонда кандидата на пост Президента Украины и их использовании (форма № 1, приложение 1 к постановлению Центральной избирательной комиссии от 3 января 2019 № 3) по коду статьи расходов 1400 «Прочие расходы на предвыборную агитацию».

Центральная  избирательная комиссия также приняла решение направить постановление относительно вышеуказанного разъяснения Генеральной прокуратуре Украины, Службе безопасности Украины, Государственному бюро расследований, Министерству внутренних дел Украины, Национальной полиции Украины, Национальному агентству по вопросам предотвращения коррупции.

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: