По «антикоррупционным» законопроектам Порошенко и Тимошенко чиновники останутся без наказания

01 березня 2019 о 17:07 - 1583

Avataradmin


По «антикоррупционным» законопроектам Порошенко и Тимошенко чиновники останутся без наказания

На сайте Верховной Рады Украины появился законопроект президента Украины Петра Порошенко, который якобы возвращает уголовную ответственность за незаконное обогащение (законопроект № 10110 от 28.02.2019 – ред.). Однако норма, предложенная президентом, – хуже, чем норма о незаконном обогащении, введенная в 2011 году во времена Виктора Януковича.

Такой вывод сделали активисты Центра противодействия коррупции.

Так, Порошенко предлагает следующую редакцию:

«Приобретение лицом, уполномоченным к выполнению функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере без законных на то оснований при отсутствии признаков злоупотребления властью или служебным положением или признаков принятия предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом, а также передача им таких активов любому другому лицу».

При такой формулировке незаконное обогащение невозможно будет доказать в суде.

Для привлечения чиновников к ответственности за необоснованные состояния следствию нужно будет доказывать, что такой чиновник не получал взятки или не злоупотреблял властью или служебным положением.

Проще говоря, прокурор будет обязан представить отдельные доказательства, подтверждающие невиновность чиновника в двух преступлениях (злоупотреблении и взяточничестве), а уже потом речь может идти о незаконном обогащении.

Абсурдность президентского законопроекта фактически означает, что следствие должно проводить отдельные следственные действия, чтобы опровергнуть эти два преступления. Но таких полномочий не предусматривает Уголовный процессуальный кодекс (УПК).

С такой формулировкой невозможно будет привлечь чиновников к ответственности за приобретение имущества, которое не объясняется их официальными доходами.

Законопроект президента Украины ухудшает формулировки преступления незаконного обогащения, введенные во времена Януковича 2011 года. Именно тогда впервые приняли эту статью, но прописали ее таким образом, чтобы исключить наказание за незаконное обогащение.

Тогда под незаконным обогащением понималось получение неправомерной выгоды. Однако, если раньше для наказания чиновника за незаконные состояния необходимо было доказать получение взятки, то сейчас Порошенко предлагает ввести необходимость доказать, что чиновник не получал взятку и не злоупотреблял своей должностью.

Повторная криминализация незаконного обогащения также не позволит привлечь к ответственности 65 лиц, в отношении которых сейчас есть соответствующие производства в Национальном антикоррупционном бюро. Эти дела в любом случае будут закрыты, а доказательства – уничтожены.

Амнистию также получили чиновники, которые незаконно обогащались после Революции Достоинства. Поскольку уголовный закон, ужесточающий ответственность, не может иметь обратной силы во времени, чиновники со свежеприобретенными коррупционными доходами в любом случае остаются безнаказанными.

В тот же день, 28 февраля, на сайте Верховной Рады Украины появился еще один законопроект о наказании за незаконное обогащение. Его подала народный депутат и кандидат в президенты Юлия Тимошенко (законопроект № 10103 от 28.02.2019 – ред.). Согласно данному законопроекту, привлечь чиновников к ответственности за незаконное обогащение будет почти нереально, отметили в Центре противодействия коррупции.

В законопроекте, предложенном Тимошенко, значится формулировка:

«Приобретение лицом, уполномоченным к выполнению функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере, незаконность оснований приобретения которых признана в судебном порядке, а также передача ним таких активов любому другому лицу».

Такая формулировка практически делает невозможным привлечение к уголовной ответственности за незаконное обогащение. Потому что предлагается два этапа признания обогащения незаконным: сначала суд должен признать незаконность оснований приобретения активов, а затем по второму кругу, руководствуясь судебным решением, вновь должно расследоваться то же деяние.

То есть, чтобы предъявить кому-то подозрение в незаконном обогащении, детективам и прокурорам придется в отдельных производствах получить решения судов об установлении фактов незаконности оснований приобретения чиновником тех или иных активов.

Более того, эти решения должны вступить в законную силу, то есть пройти стадию апелляционного обжалования – до этого могут пройти годы. Таким образом, для реальных коррупционеров риск минимален.

По мнению активистов ЦПК, сейчас вообще трудно представить, как можно все это выполнить на практике из-за размытой формулировки «незаконности оснований приобретения». Она включает, в частности, недействительность сделок, и влечет за собой, в основном, гражданскую ответственность.

«То есть, если, например, если у вас не была соблюдена нотариальная форма договора купли-продажи дома, то это лишь основание вернуть вам деньги, а имущество – продавцу. Это не делает вас фигурантом дела о незаконном обогащении. Однако в формулировке Тимошенко – сделает», – отметили в ЦПК.

По мнению общественников, своим законопроектом Тимошенко, вероятно, хочет, чтобы в суде доказали, что за средства, полученные в качестве взятки, были приобретены, например, конкретный автомобиль или недвижимость. Поскольку суды руководствуются исключительно нормами права и не могут выходить за их пределы, то они могут, например, наказать за взяточничество, но не имеют полномочий устанавливать – непосредственно на что сама взятка была потрачена.

В редакции статьи о незаконном обогащении, которую Конституционный суд признал неконституционной, отмечалось, что значительное превышение состояния относительно всех источников дохода чиновника и членов его семьи и является незаконным обогащением, независимо от того, как были приобретены эти активы.

В то же время, в законопроекте, зарегистрированном Тимошенко, сужается само понятие «незаконное обогащение» до активов, приобретенных исключительно на незаконных основаниях. Это означает, что если у чиновника нет средств на дом, который у него в собственности, – это не будет незаконным обогащением в понимании предлагаемой статьи, резюмировали активисты ЦПК.

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: