Как в Днепре спасали упавшую в колодец женщину

29 березня 2019 о 15:03 - 7836

Avataradmin


Как в Днепре спасали упавшую в колодец женщину

На минувших выходных в социальных сетях распространяли пост «Помогите найти маму». Родственники просили найти 66­-летнюю Ленуру Леванову, которая в пятницу ушла с работы на обед и пропала в районе улицы Баженова (пос. Мирный).

Как позже рассказала «Лицам» дочь пропавшей Наталья, когда поздно вечером мама не пришла домой, они позвонили на «102», подали заявление в полицию. Его приняли в два часа ночи, а родственников отправили домой. Утром Наталье позвонил следователь и спросил, как у них дела. Это был первый и последний звонок из полиции. Потом дочь потерпевшей сама по несколько раз на день звонила в полицию и интересовалась, как идут поиски. Спрашивала, чем, как ищут, просматривают ли сводки, ближайшие видеокамеры. Следователь Скоропад Дмитрий отвечал, что у него это не единственное дело, которым он должен заниматься. А когда Наталья попросила привлечь служебных собак, в полиции ей ответили, что такие собаки натасканы только на вещи и на короткий промежуток времени (первые 12 часов). Так что уже поздно их задействовать.

«Еще в полиции спрашивали, не злоупотребляет ли мама алкоголем, были ли ссоры в семье и не могла ли она наложить на себя руки», – возмущается Наталья.

Помоги себе сам

Поскольку в полиции не горели желанием искать пропавшую женщину, поисками пришлось заниматься самостоятельно. Наталья с мужем прочесали всю близлежащую территорию, опросили хозяев частных домов. У некоторых местных жителей имелись камеры видеонаблюдения, и была надежда, что на одну из них попала пропавшая пенсионерка.

Объявление, размещенное в социальных сетях

Брат Натальи позвонил из Киева и предложил привлечь для поиска служебных собак. Стали искать через Интернет клубы кинологов  в Днепре. С трудом нашли контакты волонтерского поисково-­спасательного отряда «Антарес» в Павлограде. Наталья позвонила туда, рассказала о случившемся и тут же услышала ответ: «Через час будем». Кинологи Лариса Борисенко с напарником Александром и четырехлапой помощницей Спарки срочно отправились в Днепр.

 

Когда они приехали на место, стало понятно, что вести поиск будет не просто. Локации, которые нужно отработать, небезопасны. Одна выглядела как посадка, с одной стороны которой – железная дорога, с другой – проезжая часть и частный сектор. А собака работает «свободным поиском» – без поводка. На ней только сигнальная шлея и специальный ошейник со звуковым сигналом – бипер.

Родственники пропавшей женщины и Александр позвонили и следователю, который вел дело, и на «102» с просьбой помочь обеспечить безопасную работу собаке.

«Я просила всего 3-­5 минут на прочесывание участка! Наши просьбы так и остались без ответа! Учитывая, что световой день короток, приняли решение перекрыть дорогу с двух сторон силами родных пропавшей, со стороны дороги нас страховал мой напарник. Очень нервно и очень быстро мы со Спарки прочесали всю «зеленку». Я все время поглядывала на дорогу, понимая, что сдерживать транспорт у обычных граждан получится всего лишь несколько минут, и каждая выскочившая машина может нести смерть для поисковой  собаки», – рассказала потом Лариса подробности на своей страничке в Facebook.

Поиски продолжались возле железной дороги, дорожка через которую вела к заводам. Именно здесь обычно ходила Ленура Леванова, но в тот день решила немного сократить путь.

«Родственники побежали просить сторожей прикрыть собак, а мы с Сашей остались ждать их возле посадки, находящейся по обе стороны от дорожки. Чтобы не терять драгоценное время, охватив как можно больше территории, мы приняли решение, дословно звучавшее так: «Впереди – два бетонных забора и непонятно что. Там и так все видно. Сейчас берем по 100 метров влево и вправо по обе стороны дорожки (хоть родные и сказали нам, что уже прочесывали данную местность). И…, почему-­то сразу мы пошли вправо!!! Саша, по отработанной схеме, страховал возле железнодорожного полотна. Мы со Спарки углубились метров на 70 жуткой «зелёнки» с кучами мусора и непролазными кустами, сточными канавами с вонючей водой и мусорным месивом. Родные потерпевшей уже сигналили нам, что собак на территории заводов прикрыли, и мы можем следовать далее, но Саша ответил, что нам понадобится еще несколько минут», – продолжает Лариса.

Неожиданно служебная овчарка стала проявлять активность в одном месте, начала скрести лапами и издавать лай, пытаясь сунуть голову в какую­-то низину.

«Через секунду я уже лежала на земле, сунув голову в отверстие – бетонный колодец глубиной около 3,3 метра, с двумя разветвлениями внутри. В колодце было пусто. Представьте мои эмоции, когда на мой крик в пустоту: «Есть кто живой?!» – я услышала как будто слабый стон..!!! Я закричала снова и откуда­-то из недр земли: «Помогите! Я здесь 3 дня!» – делится впечатлениями кинолог.

На ее крики сбежались не только родные, но и случайные прохожие, которых встретили волонтеры. Лариса постоянно разговаривала с Ленурой через люк, поскольку нужно было понять, где именно та находится. Волонтер пыталась успокоить пострадавшую и заодно выяснить, нет ли у нее серьезных травм. К счастью, женщина шла на контакт и понимала, что с ней произошло. За время, проведенное  в колодце, Ленура Леванова замерзла и попросила чего-­то горячего. Ее зять пошел в ближайшие дома и попросил у жителей горячего чая или воды.

Пока Лариса разговаривала с потерпевшей, Наталья и Александр вызвали «скорую» и спасателей. Люк, в который провалилась женщина, нашли в 20­-25 метрах от того места, куда указала собака. Волонтеры убедили людей, которые рвались помочь, не вытаскивать пострадавшую самостоятельно без специального снаряжения и поддержки врачей.

Волонтеры Лариса Борисенко с напарником Александром и четырехлапой помощницей Спарки

Когда приехали медики и спасатели, всем миром помогли вытащить пострадавшую из коллектора и отнести на носилках в «скорую». У женщины было сломано ребро, имелись многочисленные гематомы.  В больнице ее состояние стабилизировали. Работники «скорой» сказали, что это – чудо, что женщина за три дня не замерзла в колодце, и что еще день, и спасать было бы уже некого.

Почему случилась «халепа»

По словам Натальи, в обеденный перерыв ее мама пошла со своей напарницей в магазин. Там она купила еду, сок и чипсы, попрощалась с коллегой и отправилась на работу. Но решила сократить дорогу и пошла через посадку. Когда она спускалась вдоль забора, не заметила опасности и провалилась в пустой колодец. Этот коллектор находится на территории как минимум двух заводов, один из которых – лаковый.

Женщина провела в колодце почти двое суток. Позвонить не могла, т. к. телефон с собой не взяла. Избежать сильных повреждений и не замерзнуть ей помогла старая рабочая теплая дубленка. На руки и ноги Ленура надевала перчатки и пакеты. В первый день она пыталась есть чипсы, которые купила в магазине, но потом поняла, что из­-за них хочется больше пить. Женщина старалась беречь силы и большую часть времени молчала. Кричала только тогда, когда слышала шум наверху.

«Выводы для завтрашнего дня. Понятно, что в этот день Звезды и кто-­то там сверху явно был на стороне этой, невероятно сильной духом женщины, которая не сдалась, не спасовала, а, экономя силы, верила в помощь! На стороне ее замечательных родных, которые не сдавались ни на минуту, самостоятельно объездив и обзвонив больницы, морги, дав ориентировки в прессу и социальные сети, найдя, вопреки уверениям в бесполезности применения собак, наши координаты! На стороне поисковиков – правильно или уже «по наитию» выбравших направление поиска», – написала в ФБ Лариса Борисенко.

Она недоумевает, почему днепровская полиция повела себя в данной ситуации равнодушно.

«А вот полицию, простите, в этот раз я не понимаю. У меня в друзьях много полицейских­ профессионалов своего дела. Я знаю, как эти люди, в прямом смысле, роют землю руками, чтобы вернуть людей, даже потерявшим надежду родным! Нам не раз приходилось работать с полицейскими (кроме того, выезжая, мы просим родных обеспечить нахождение полиции в зоне нашего поиска) и быть «в одной связке» с простыми участковыми, которые бегали вместе с нами по непролазным буреломам, в желании найти человека!

Ну почему же, по­-прежнему, происходят такие ситуации, в которую попали мы?! Ведь, по словам пропавшей: «Еще бы ночь – и все». Какие установки и принципы мешают вызывать тех, кто может помочь?! Почему до сих пор такое невежество у официальных структур в вопросе того, какой принцип применения и работы поисково­-спасательной и поисковой специализированной собаки?!» – спрашивает волонтер. 

Справка

В поиске женщины участвовала шестилетняя бельгийская овчарка малинуа Спарки «Шпуня» – спасатель уровня «В» (международного). В мировом рейтинге 2019 года поисково-спасательных собак на текущий момент она занимает 6-е место в поиске в природной среде, 7-е ‒ в поиске в техногенном завале; собака помогает искать погибших (в т.ч. на Донбассе в составе гуманитарной миссии ВСУ «Эвакуация 200»); аттестованная собака-терапевт – работает с детьми и взрослыми с особыми потребностями, с людьми с психологическими проблемами. Для применения собак такой подготовки не требуются ни вещи, ни след пропавшего. Для этих собак не важно, сколько времени прошло с момента пропажи человека.

Наталья также удивляется, для чего нужна полиция и почему она ничего не предпринимала, когда нужна была ее помощь. И во время поисков с кинологами родственники пострадавшей просили полицию хотя бы перекрыть дорогу, чтобы собаку можно было спокойно отпустить с поводка, не боясь за ее жизнь. Но и в этом им отказали: дескать, в полномочия патрульной полиции не входит перекрытие дорог.

«Тогда мы с сестрой стали на одном перекрестке, а муж – на другом и самостоятельно останавливали машины и маршрутки. Люди к нам с пониманием относились и ждали столько, сколько нужно. Даже переполненная пассажирами маршрутка стояла, – рассказала «Лицам» Наталья. – Я вот только не могу понять – так для чего нужна полиция? Почему они ничего не предпринимали?»

Кстати, волонтеры не взяли с родственников ни копейки. Наталья с мужем буквально заставили их взять деньги на бензин и корм спасительнице.

Нашу редакцию тоже интересует: почему поиски полиции не увенчались успехом? Почему натренированные слу­жебные собаки Днепра не смогли сделать то, что смогла сделать собака­спасатель волонтерского центра?

За ответами мы обратились в пресс-­службу патрульной полиции Днепропетровской области, в Главное управление национальной полиции Днепропетровской области. Но там нас вежливо «отфутболили», предложив на­писать информационный запрос почему-­то согласно ст. 5 Закона Украины «Об обращении граждан».

 Напомним сотрудникам полиции, что журналисты могут обращаться в государственные учреждения в свободной форме. Запрос мы написали. Ждем ответа. 

Фото со страницы Facebook Ларисы Борисенко.

Татьяна Шило

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: