Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Экономика


Эконалог увеличивают, но не используют на улучшение экологии в промышленных городах, считают в АрселорМиттал Кривой Рог

23.05.2019 10:47:35

Большая часть эконалога поступает в государственный бюджет, а не в местный, и тратится на что угодно, но только не на экологию.

Платежи по экологическому налогу растут, но они не используются в Украине на природоохранные цели. Большая часть средств поступает в государственный бюджет, а не в местный, и тратится на что угодно, но только не на экологию. Необходимо изменить механизм распределения и использования этих средств, а также стимулировать предприятия вкладывать деньги в улучшение окружающей среды, считает финансовый директор «АрселорМиттал Кривой Рог» Сергей Пличко, который дал подробный комментарий по этой теме.

- Наше предприятие платит значительные средства по экологическому налогу, размер которого существенно увеличился в 2019 году. Если в прошлом году общая сумма уплаченного нами экологического налога составила более 223 млн грн, то только за первый квартал 2019-го она возросла до 100,2 млн грн, из них 33 млн грн – это платежи за выбросы СО2.

Хочу напомнить, что с января этого года ставка налога на выбросы углекислого газа поднялась с 0,41 до 10 гривен за тонну. Это в 25 раз больше, чем предприятия платили раньше. Если в прошлом году государство получило за выбросы СО2 стационарными источниками около 52 млн грн, то в этом сумма вырастет, по некоторым оценкам, до 1,2 млрд грн.

Однако эти огромные суммы практически никак не повлияют на улучшение экологической ситуации. В том числе в тех городах, где сосредоточена крупная промышленность – Мариуполе, Запорожье, Днепре, Кривом Роге и других. В том же Кривом Роге большая часть уплаченных нашим предприятием средств по экологическому налогу, теперь идет мимо городского бюджета.

К примеру, платежи за выбросы СО2 с этого года полностью зачисляются в доходы государственного бюджета Украины, местные бюджеты были лишены этого важного источника дохода. Они лишь частично получают отчисления от эконалога за другие виды (источники) загрязнения.  Это означает, что городской бюджет Кривого Рога в 2019 году и в последующем, если не внести изменения в налоговое законодательство, не получит от нашего предприятия налоговые средства, необходимые для улучшения экологической ситуации в городе.

Из сложившейся ситуации мы видим один выход: экологические отчисления должны оставаться на местах и использоваться по назначению там, где непосредственно происходит загрязнение атмосферы или нанесение прочего экологического ущерба. Такой подход полностью соответствовал бы взятому государством курсу на децентрализацию и усиление финансовой самостоятельности местных общин.

С другой стороны, это повысило бы целевое использование средств – они бы шли на экологические мероприятия, а не просто поступали бы как сейчас в общий бюджетный котел. А если бы еще предприятия-плательщики эконалога получили возможность самостоятельно использовать часть обязательных экологических отчислений на природоохранные меры, то это бы позитивно повлияло на жизнь в тех городах, где расположены такие предприятия. Поскольку никто другой, кроме самого предприятия, не может знать лучше, какие именно меры следует предпринять для уменьшение негативного экологического воздействия от его деятельности.

По нашему мнению, наиболее справедливой и прогрессивной системой экологических отчислений могла бы стать модель, при которой половина из них направлялась бы в местные бюджеты, а вторая оставалась в распоряжении предприятий-плательщиков и использовалась ими исключительно на мероприятия природоохранного характера. Фискальные органы могут следить за соблюдением предприятиями целевого использования средств экологического налога, а в случаях выявления нарушений (нецелевых трат) – требовать от них уплаты штрафных санкций в бюджет.

Как известно, наше государство в рамках ассоциации с ЕС взяло на себя ряд обязательств по изменению природоохранного законодательства. В том числе по увеличению налоговой нагрузки. Однако вряд ли обязательства Украины перед европейскими партнерами сводились только к механическому росту платежей. Какой смысл в эконалоге, если его превратили в сугубо фискальный инструмент для пополнения доходов?

В Верховной раде зарегистрированы законопроекты №№ 10146 и 10147, которые предусматривают эффективные механизмы использования средств от эконалога. Для страны было бы полезно внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы для того, чтобы стимулировать крупные предприятия инвестировать деньги в экологические программы. 

 

 

Финансовый директор «АрселорМиттал Кривой Рог» Сергей Пличко

 

 

 

562

Материал размещен на коммерческой основе.
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.
Загрузка...

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.