Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Экономика


Собственник частного музея в Днепре: «Ты должен каждый месяц просто выкладывать деньги из своего кармана»

10.12.2019 10:20:54

Из коллекционера – в музейщики. Как днепрянин пришел к музейному делу и можно ли на нем зарабатывать?

8 ноября в уникальном днепровском техническом музее «Машины времени» открыли выставку, посвященную 30-летию падения Берлинской стены. Создатель и директор музея Михаил Прудников говорит, что к мероприятию готовились около трех месяцев и реализовали при поддержке Генерального консульства Федеративной Республики Германия в Донецке с офисом в Днепре. 

По случаю открытия выставки, мы встретились с Михаилом Прудниковым и поговорили о его «детище», а также об особенностях музейного бизнеса в целом в Украине. 

Начало пути

– Расскажите о музее? Как он появился, с чего все началось?

– В этом году у нас пятилетний юбилей, 13 ноября. Открылись пять лет назад. Началось все гораздо раньше. 1997 год. Покупка машины в День рождения своего сына. Думал, как его развлекать. На обычной машине ездить по городу не хотелось. Купил, на тот момент, автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа». С поиска этого автомобиля (я его не сразу купил, еще искал) все началось. Историю покупки до сих пор помню, под каждый автомобиль она есть. Потом их стало много, они перестали помещаться и пришлось думать о том, что они должны собраться все вместе где-то в одном месте. Это была мечта. Вот, с 1997 году я пришел к этому.

– Какой была тематика, когда музей открылся?

– Он открылся пять лет назад, когда еще не было декоммунизации. Задача была показать шик и мощь Советского Союза и, больше, – Америки. На таких гранях это было. Обязательно должны быть «Чайка», «Волга», обязательно должен быть какой-то большой «американец». Так создавалась изначально идея. Но потом мы поймали наше направление.

Изначально мы себя позиционировали, как музей автоспорта. Поскольку, у нас большая коллекция спортивных кольцевых автомобилей, вторая по странам бывшего СНГ. И, как бы, кузовных автомобилей. Поэтому, эти автомобили изначально у нас собирались.

Но, как показала жизнь, мы не можем просто собирать спортивные машины – скучно. Они у нас сразу ездили. Мы ездили на чемпионаты. И в Киев – автодром «Чайка» и в Ригу на трассу Бикерниеки. Это все привело к тому, что сразу были контакты с людьми, которые когда-то участвовали в этих соревнованиях, чемпионы СССР, Украины. Которые пытались передать свою историю. Ты только касаешься истории – она тебя затягивает. Пришлось эту страницу открывать широко. Остановится тяжело (улыбается).

– А по поводу тематики Берлинской стены, это вы недавно к ней пришли?

– К ней готовимся. Около трех месяцев мы этот проект готовим. Проект не возможен бы был без поддержки немецкого посольства. Они нас поддержали. И все транспортные перевозки. И, частично, оформление в музее. Они нам помогают. Этот проект бы был (и без них – авт.), но не таким глобальным. Потому, что сложно. Любое перемещение автовоза по территориям Украины – это так, от 20 до 50 тыс грн. Где-то нужно взять. Хотя, вроде бы, и страна небольшая и расстояния небольшие. Но все стоит дорого.

Музейное дело 

– Давайте поговорим о музейном деле. Как Вы оцениваете ситуацию в стране для людей, которые создают музеи? Она благоприятная? И за последние пять лет произошли ли какие-то изменения на законодательном или другом уровне лично для вас? Стало ли легче?

– Нас приглашают на все семинары. Последний семинар, который был, повышающий квалификацию, его устраивало Министерство культуры.

Но, до этого в это же Министерство культуры писали письмо о том, что у нас есть «болячка»: нам обидно, что мы музей частный, а музей государственный у них аренда помещения «1 грн в год», или налог на землю у них совершенно другой. Эти два платежа при том, что нашей выручки, которую мы здесь делаем, как бы мы не крутились, не вертелись, получаем ту сумму, которую нужно отдать просто за аренду помещения. 

Мы, вроде бы, просвещаем наших детей для того, чтобы они выбрали правильный путь. Но, в этом направлении есть маленький нюанс: хотелось бы здесь увидеть немножко другой закон и другое отношение. Мы часто просим город хотя бы сделать дорогу мимо музея, но не получается у нас пока в этом вопросе договориться. Получилось договориться только с активистами, которые здесь живут и работают. Все сбросились деньгами и мы за свои деньги сделали эту улицу. Сейчас идет реконструкция. У проектировщиков мы спрашиваем, а планируется ли парковка для автобусов? Ее даже никто не планирует.

То есть, вроде бы, на высоком уровне говорят, что туризм – это будущее Украины. Но, государственных музеев уже больше не станет.  Их станет только меньше. Их пытаются перевоспитать, чтобы они стали интерактивными, тактильными, контактными, но это все не быстро придет. Все равно будут говорить, что музеи скучные. Но, чтобы музеи были не скучными, образовательными, правильными, нужно им конкуренцию со стороны частников вводить. А частники сюда не идут. А что тут делать? Ты должен каждый месяц просто выкладывать деньги из своего кармана.

– Сейчас до сих пор государственные музеи арендуют помещения по 1 грн?

Они же не могут загнать их в еще больший экономический тупик. Хотя бы, само для себя государство может делать уступки?!

– А Вы не знаете, как в Евросоюзе? Как там музеи работают?

– Такой практики нет. Но везде позиционируется поддержка хотя бы малому и среднему бизнесу. Какие-то проекты и т.д. Вот везде позиционируется, что давайте заниматься туризмом. Но, как минимум, что-то должно для этого быть, отличаться от обычного магазина по продаже лифчиков или продуктового. Правильно? 

– А появилось ли больше возможностей для частников привлекать деньги, например, международных организаций, для своих музеев?  

– А каким боком тут наше государство?

– Я говорю не о государстве, а о возможностях.

– Наше государство сейчас наоборот везде позиционирует, что, если вы не можете чего-то дополучить и вы недофинансированы, то, вот вам, боритесь за гранты. И везде идет борьба за гранты, за гранты. Помогают другие страны.

В данном случае, у нас так получается, что нам помогают и мы за все время, в последние два года, выиграли гранты и на них сделали проекты. Но, это за счет того, что мы создали свое имя и наши проекты кого-то заинтересовали. У нас появилась своя репутация. К сожалению, это не за счет нашей страны.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что у нас что-то не так с государством. Просто мы говорим о том, что с этой стороны нет поддержки, которую хотелось бы увидеть.

– А какую бы Вы хотели поддержку от государства, как частный музей?

– Допустим, изменить налогообложение по земле для частных музеев. Если я плачу единый налог, как предприниматель, тоже можно в этом плане пересмотреть. Может быть, опять таки, в обустройстве людей при приеме на работу какой-то процент немного измененный. Тяжело это тянуть. Или мы вынуждены будем поднимать стоимость билетов… и будем понимать, что человек себе это не сможет позволить. Ну а мы находимся в тяжелой ситуации в этом плане.

Но, как-то мы зашли от творчества куда-то в финансы. То есть, не все у нас так плохо. У нас все нормально, мы держимся, делаем новые проекты…

Антон Филиппов

1201

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.
Загрузка...

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.