Мы говорим то, о чём молчат другие Мы говорим то, что вы хотите слышать Мы говорим то, что вы должны знать

Записки красными чернилами


Евангелие от Днепропетровского оперного

18.10.2012 12:36:06

13 октября,
Днепропетровский академический театр оперы и балета,
спектакль «Иисус» - действо в 2-х актах
по мотивам евангельских сказаний на музыку Дж. Дебни
при участии оркестра, балета, хора, солистов оперы.

Открыв свой 39-й театральный сезон, Днепропетровский академический театр оперы и балета решил побаловать своих зрителей очень необычной премьерой. Это спектакль, в основу которого легла история вселенского масштаба, перевернувшая сознание многих людей, тревожащая разум и душу и призванная указать заблудшему человечеству путь к спасению. Это Евангелие, история Иисуса Христа, Сына Человеческого, который жил среди людей, проповедовал и совершал чудеса и принял мученическую смерть, чтобы воскреснуть для вечной жизни.

Сюжет, который известен всем, вне зависимости от пола, возраста и вероисповедания, был пересказан языком музыки и танца в двухактном действе, получившем короткое и ясное название – «Иисус».

Спектаклей, подобных этому, в мире нет, и быть не может. Он уникален во всем. Например, музыка, звучащая в постановке, это оригинальное произведение голливудской знаменитости Джона Дебни, которое до того звучало только однажды – в фильме «Страсти Христовы». Очевидно, продолжать тиражировать свое произведение автор не планировал, но тут вмешалось проведение, не иначе, и Джон Дебни разрешил нашему оперному театру использовать свое произведение в постановке. Причем совершенно безвозмездно, что для современных представителей шоу-бизнеса кажется чем-то фантастическим!

Нужно признаться, что музыка американского композитора вошла в постановку «Иисус» с определенными изменениями. В ходе кропотливой работы получился уже совсем уникальный продукт, представляющий из себя компиляцию из произведений многих мировых классиков. Так что Джон Дебни получил не такую уж и плохую компанию – Баха, Прокофьева…

Подготовка спектакля длилась долго – больше года, но результат оказался более чем достойным. Автором спектакля «Иисус» (либретто, постановка и хореография) является заслуженный артист Украины, художественный руководитель театра Олег Николаев. Его стиль уже стал узнаваем отечественным зрителем – руку Николаева можно узнать по необыкновенному динамизму действия и тому необыкновенному сочетанию классики и современности, которое делает его постановки неповторимо яркими и чувственными. Такое впечатление, что Николаев объявил войну всему статичному и застывшему. Заставив петь лежа хор в «Carmina Burana» или поставив совместный танец для артистов хора и балета в спектакле «Колиска життя», в этот раз заслуженный хореограф шагнул еще дальше – в «Иисусе» все, происходившее на сцене, казалось единым целым. Хор и балет двигался в синхронном порыве, как одно существо. Иногда они были практически неотделимы, так что казалось, что происходящее на сцене – такое же таинство, как и само Евангелие, вот только изобразительным средством выбран не язык, не речь, а сценография, хореографическая композиция, не просто танец – но каждый жест. Вокальные партии, сопровождающие действо, только усиливали ощущение присутствия при каком-то таинстве – они нашептывали, навеивали, напевали и вели слушателя сквозь сюжет, как мог бы вести сквозь мрак Спаситель своих учеников.

Эффект полного единства хора и балета подчеркивали и наряды, схожие для всех участников действа. Они были выполнены в духе осовремененной этники, в нежных пастельных тонах, и только Спаситель предстал перед зрителем во всем белом. Костюмы и сценография спектакля – это работа Дарьи Белой. Кстати, тут мы опять видим прием, уже давно полюбившийся нашими постановщиками – солисты хора и балета дублируют друг друга (так было, например, в «Даме с камелиями»), одетые в одинаковые наряды, они иногда бывают неразлучимы на сцене.

Танцевальную партию Спасителя исполнил молодой артист балета Евгений Даньков-Белянский, его напарник, исполняющий вокальную партию – лауреат международного конкурса Тимур Парулава. Их Спаситель проходит весь свой земной путь, и возносится в небо, указав ученикам и людям путь к спасению, со всем тем смирением, болью и достоинством, которые могут передать те выразительные средства, имеющиеся в арсенале артиста. Самыми драматичными эпизодами постановки стали молитва Иисуса – «О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!» и момент распятия – патетический, напряженный момент, между тем, оригинально решенный хореографически.

Как всегда неоднозначный и очень драматичный персонаж – Иуда, исполняемый А. Сигидиным (на премьере в этой роли был – С. Бадалов).

Блестяще воплощены женские образы этой библейской истории – неповторимо пластичная и артистичная Елена Печенюк исполнила танцевальную партию Марии Магдалины. Ее вокальным партнером была Елена Самойлова (партия сопрано).

Заслуженная артистка Зоя Каипова (партия меццо-сопрано) исполнила партию Матери Спасителя в дуэте с балериной Валерией Ильченко.

Кроме того, в состав творческой команды создания спектакля на евангелические сказания вошли дирижер Юрий Пороховник, хормейстер Валентин Пучков-Сорочинский и множество великолепных артистов хора и балета.

P.S. Ближайший показ спектакля "Иисус" - 4 ноября!

3281

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции.
Загрузка...

Сообщить об ошибке

Пожалуйста, используйте эту форму для коррекции ошибок.
Если вы хотите связаться с нами по другому вопросу — напишите нам.